Форум Свободы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Свободы » Политика » Российская армия>>


Российская армия>>

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Интересная вот такая дискуссия в статьях.

ОПК для армии, а не наоборот

Свернутый текст

Вопрос импорта Россией вооружений и боевой техники уже перешел из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. У нас теперь есть французские тепловизоры для танков и вертолетов, наши снайперы-спецназовцы получили английские и австрийские винтовки, для Сухопутных войск РФ приобретены израильские беспилотники. Сообщалось и о том, что легкий вертолет «Ансат», который предполагается принять на вооружение российских ВВС, будет оснащаться двигателями производства американской компании Pratt&Whitney.

ПОСМОТРИМ ПРАВДЕ В ГЛАЗА

Однако все это грозит затмить возможная закупка во Франции универсального десантного корабля (УДК) типа «Мистраль». Причем не только по цене (вряд ли эта сделка обойдется нам дешевле, чем в миллиард, причем отнюдь не рублей). Тепловизоры, двигатели и беспилотники – это все-таки не оружие. Снайперские винтовки – оружие, но не «критическое». А вот УДК водоизмещением больше 20 тыс. тонн – это уже серьезно.

Конечно, ситуация для соотечественников в высшей степени непривычная. Ведь до последнего времени только США и СССР/Россия оставались странами, производящими для себя практически весь спектр вооружений и военной техники. Исключениями (американцы покупали английские «Харриеры», СССР – чехословацкие учебные самолеты и польские десантные корабли) можно было пренебречь. Кроме нас и американцев свыше 90% образцов ВВТ для армии и флота выпускали Франция, Швеция и Китай. Последний, впрочем, почти все «свое» «передрал» у Советского Союза/РФ (а потом – кое-что – и у Запада).

Соответственно возможность импорта оружия вызывает у большинства граждан России (не только у обывателей, но и у специалистов) своего рода психологическое отторжение. Тем более что наша страна пока остается одним из основных экспортеров оружия. И вдруг становится его импортером. Как-то вроде бы нелогично.

Отсюда естественным образом возникают протесты со стороны ряда представителей военной общественности и оборонно-промышленного комплекса РФ. Эти протесты воплощаются в публикациях в «бумажных» и сетевых СМИ, например, в статье Евгения Трифонова «Меняй оружие» в «Газете.ru» от 21 июля. Автор считает, что импорт оружия противоречит интересам России, подрывает отечественный ОПК, лишает зарплаты российских инженеров и рабочих. Хотя сам совершенно справедливо признает, что «наше оружие – совсем не «самое лучшее в мире»; так считают только неучи». Действительно, пора перестать на этот счет врать, мы ведь не обманываем никого, кроме самих себя. А в этой области самообман слишком опасен.

Надо смотреть правде в глаза – отечественный ОПК утратил очень много важнейших технологий. А еще очень многих – никогда не имел. Наше отставание от Запада в средствах связи, разведки, навигации, наблюдения, РЭБ, системах управления началось еще в период существования Советского Союза, задолго до перестройки.

Мы никогда не умели строить нормальные авианосцы, да и те странные конструкции, которые скромно назывались «авианесущими крейсерами», создавались в Украине. В России для этого нет ни мощностей, ни кадров, позорная для нас история с переделкой «Адмирала Горшкова» в авианосец «Викрамадитья» для ВМС Индии не оставляет по этому поводу иллюзий. Соответственно если мы не можем делать сами, значит, надо покупать за рубежом.

По-видимому, необходимо снять ограничения на импорт вооружений и военной техники всех классов (кроме, естественно, того, что предназначено для стратегических ядерных сил, но в любом случае нам это никто и не продаст). Вместе с тем надо четко понять еще одну вещь – армия и флот, оборонно-промышленный комплекс не могут быть разновидностью собеса. Задача Вооруженных сил – защита страны, а не социальное обеспечение военнослужащих и работников предприятий ОПК. Для защиты страны должно приобретаться оружие, адекватное задачам, стоящим перед ВС. Где оно будет куплено – не имеет значения. Если такого оружия у армии и флота нет, значит, страну они защитить не могут. В том числе и работников оборонных предприятий. Поэтому тезис о несчастных инженерах и рабочих, как это ни кощунственно прозвучит, не работает.

СЛУЧАЙ – НЕ УНИКАЛЬНЫЙ

Более того, наш ОПК (или хотя бы его часть) сможет выжить при единственном условии – если окажется в ситуации реальной жесткой конкуренции. И на мировом рынке, и внутри страны. Пока что даже первое условие выполняется не до конца, российская оборонка значительную часть своей продукции продает тем странам, которые больше нигде не могут его купить по причинам политического характера (Иран, Венесуэла, Сирия), либо настолько привыкли к советскому оружию, что просто не хотят менять главного поставщика, слишком это накладно (Алжир, Вьетнам).

К последней категории относилась и Индия, однако как только она допустила на свой рынок всех западных производителей, включая американских, отечественный ОПК начал стремительно терять здесь позиции. Просто потому, что во многих областях он неконкурентоспособен. И если продолжать держать его в «тепличных» условиях, это обеспечит ему не выживание, а, наоборот, гарантированную и очень скорую смерть. Собственно, он уже при смерти.

К сожалению, конкуренция, ни внутренняя, ни внешняя, честной не будет, в борьбе задействуется административный ресурс, очень силен (особенно внутри самой России) коррупционный фактор. Увы, это данность. Выживает сильнейший, жаловаться тут не на что. Однако других вариантов все равно нет. Здесь, кстати, нужно отметить: то, что страна является одновременно и крупным импортером, и крупным экспортером оружия, – случай отнюдь не уникальный. Самые яркие примеры – Израиль и Китай. Очень значительную часть ВВТ (причем наиболее современных) для собственных вооруженных сил они приобретают за рубежом, при этом не менее значительная часть продукции их ОПК идет на экспорт (в первую очередь – в развивающиеся страны).

Вдобавок, все больше военных программ начинает носить интернациональный характер. Особенно это характерно для Европы, хотя данный процесс затронул уже и «неприступные» ранее для импорта и кооперации США. Даже Франция начинает допускать на свой рынок иностранные компании, либо работает в кооперации с другими странами. Например, программы строительства эсминцев и фрегатов для ВМС Пятой республики ведутся вместе с Италией. А для Германии, Великобритании, той же Италии, несмотря на наличие очень мощной военной промышленности, импорт ВВТ или производственная кооперация давно стали не исключением, а правилом, особенно если речь идет о производстве наиболее сложной техники (авиационной, ракетной, морской).

Для России последний вариант представляется идеальным: он не так унизителен психологически, как прямой импорт, кроме того, через кооперацию мы получаем доступ к наиболее современным технологиям, до которых другим способом не доберемся никогда (или когда они глубоко устареют).

ЧТО ПОГУБИТ АРМИЮ И ФЛОТ

Разумеется, в вопросе приобретения ВВТ за рубежом есть один очень тонкий момент. Совершенно очевидно, что источником импорта могут быть только страны Запада, потому что только они выпускают то, чего мы сами произвести не можем. Но ведь уже как минимум 5 лет кремлевский агитпроп днем и ночью без умолку рассказывает нам о чудовищных происках этого самого Запада против «встающей с колен» России. Возникает проблема доверия.

Евгений Трофимов пишет по этому поводу следующее: «Линкор «Новороссийск» (трофейный итальянский «Джулио Чезаре») взорвался в рейде Севастополя в 1955-м. Подавляющее большинство экспертов не сомневаются в том, что он был до передачи советскому флоту заминирован итальянскими специалистами.

Кто гарантирует, что в закупленные за границей корабли не будут вмонтированы заряды – на случай обострения отношений с Россией?»

«Подавляющее большинство экспертов», да будет известно г-ну Трофимову, убеждены в том, что «Новороссийск» заминировали итальянские боевые пловцы за несколько дней до взрыва. Версия о том, что линкор нам передали с «готовой бомбой», не встречается нигде. Ибо это означает, что советские моряки и инженеры страдали, без малейшего преувеличения, массовым клиническим кретинизмом. И за 6 лет эксплуатации корабля в ВМФ СССР не заметили, что в его носовой части находится заряд взрывчатки массой более тонны. Так что французы, пожалуй, не будут минировать «Мистраль». Да и решается сейчас данный вопрос гораздо проще – путем установки электронных «закладок» (обнаружить их практически невозможно), которые при получении соответствующего сигнала извне сделают корабль грудой мертвого железа, выведя из строя радиоэлектронное оборудование. Но это, собственно, детали, суть дела – в недоверии.

И вот тут речь уже должна идти о вполне реальной смене всей внешнеполитической концепции. Москве придется признать, что Запад (в лице «ужасного» НАТО) нам не только не противник, а союзник. На самом деле, прийти к данному выводу и озвучить его достаточно просто, поскольку так и неясно, почему Запад нам противник? В чем суть антагонистических противоречий? В принципе Кремлю достаточно заткнуть глотки нескольким телевизионным параноикам – и концепция быстро «придет в норму». И появится шанс купить корабли без «закладок». Собственно, наши ВС и ОПК уже дошли до такого состояния, когда у нас просто нет выхода – с Западом надо дружить. Исходя из соображений самосохранения.

Впрочем, при обсуждении проблемы импорта ВВТ нельзя не затронуть еще одного вопроса – почему приобретается именно эта техника, а не другая? Почему мы из всех израильских беспилотников выбрали самые старые? По какой такой причине мы покупаем «Мистраль»? Это корабль новейший и очень хороший, ничего подобного наш ОПК построить не способен (даже в советское время десантные корабли, причем гораздо меньшего размера, строились в Польше). Но вот зачем он нам в условиях фактического коллапса отечественного ВМФ? Для чего нам этот монстр, где мы будем с его помощью высаживать десанты, какими силами и средствами прикрывать с моря и воздуха? Флоту сейчас нужны фрегаты и эсминцы, об авианосцах и УДК в самом лучшем случае можно будет задуматься лет через десять.

И тут мы снова и снова возвращаемся к извечной проблеме – абсолютной непрозрачности для общества процесса военного строительства в РФ, полного отсутствия сколько-нибудь внятной, осмысленной и сбалансированной концепции этого строительства. Если «военная реформа» фактически становится синонимом ликвидации Вооруженных сил, то не поможет никакой импорт. Не западные «закладки» погубят наши армию и флот. Мы сами их убьем. Некомпетентностью, лихоимством и равнодушием.

Сломанный меч

Свернутый текст

Буквально каждая неделя приносит сообщения о новых планах закупки вооружения за рубежом. При нынешнем состоянии ОПК они действительно неизбежны. Однако параллельно формируется убеждение, что такая ситуация совершенно нормальна – и это уже гораздо хуже.

Основных аргументов у «импортеров» три. Во-первых, закупки вооружения «за бугром» не несут особых издержек. Во-вторых, разрабатывать и производить всю линейку современных вооружений на уровне лучших образцов физически невозможно. В-третьих, от импорта вооружений зависят все – даже США. Указывается, например, что в производстве 12 важнейших систем оружия, применявшихся в Ираке, включая ракету «Томагавк» и беспилотный самолет «Прeдатор», принимали участие 73 иностранные фирмы.

Выводы делаются соответствующие. Александр Храмчихин, заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа, в статье «ОПК для армии, а не наоборот» («Независимое военное обозрение») предполагает, что «по-видимому, необходимо снять ограничения на импорт вооружений и военной техники всех классов (кроме, естественно, того, что предназначено для стратегических ядерных сил, но в любом случае нам это никто и не продаст)… Для защиты страны должно приобретаться оружие, адекватное задачам, стоящим перед вооруженными силами. Где оно будет куплено – не имеет значения».

Начнем с того, что большинство примеров импорта вооружений в США вообще не имеют отношения к делу. Как правило, речь идет либо о ввозе комплектующих для экспортных версий американской техники, либо о лицензионном производстве, либо вообще о продукции гражданского назначения.

Впечатление же, что за длинными списками и круглыми цифрами скрываются большие объемы закупок, иллюзорно. Например, данные о 73 иностранных фирмах, задействованных в производстве 12 систем вооружения, попросту смехотворны – в производстве каждой сложной системы вооружения участвуют сотни компаний. При этом громадная часть поставок осуществляется «иностранцами» с принадлежащих им предприятий на территории США.

В действительности на внешнем рынке Пентагон расходует только 2% выделяемых ему ассигнований (в последние годы – от $0,5 млрд) – причем зарубежные расходы «пятиугольника» отнюдь не сводятся к закупке вооружений. Все остальные средства он тратит на содержание своих ВС, операции в Ираке и Афганистане, а также на закупки вооружений у национальных компаний.

В целом положение дел выглядит так. В 1990 году рекордный показатель импорта продукции военного назначения (ПВН — то есть вооружения, комплектующих к нему, технической документации и т.п.) в США составлял немногим более $470 млн, а к концу 90-х снизился до $262 млн в год. В «нулевых» цифры полезли вверх — в 2003 году объем экспорта поднялся до $3,27 млрд, к 2004-му – до $3,74 млрд, и в 2005-м — $3,5 млрд. В 2007 году реальный объем поставок составил $3,75 млрд, а объемы контрактов – $7,4 млрд (абсолютный рекорд).

Всего за указанный период по контрактам образовалась цифра в $20 млрд при реальных поставках в $13,9 млрд. Свидетельствует ли это о бурной «глобализации» оружейных Пентагона?

Нет, не свидетельствует. Во-первых, суммарные расходы США на закупку вооружения и военной техники (ВВТ) за период 2000-2007 зашкалили за $450 млрд, составляя обычно более $70 млрд в год, а в 2007 году достигнув $84 млрд. Таким образом, доля импорта обычно не превышала 5% от общего объема закупок.

Во-вторых, здесь речь идет о воюющей стране. Практически любая война вскрывает недостатки, требующие «пожарных» закупок ВВТ, пусть даже за рубежом. Между тем, начиная с 2003 года слово «пожарный» вдруг обрело для Пентагона совершенно конкретное содержание. Дело в том, что министр Дональд Рамсфелд решил позаимствовать идею-фикс многих отечественных «стратегов», сделав ставку на подвижную легкобронированную технику, поддержку авиации и дистанционное поражение. Это решение доставило иракским повстанцам море простого человеческого счастья.

Как следствие, американцы были вынуждены обратиться к поднаторевшему в контрпартизанских операциях Тель-Авиву. Тамошней оборонке заказали броню, динамическую защиту, бронетранспортеры с повышенной противоминной стойкостью, бронирование грузовиков и самоходные минометы, а также контейнерные прицельно-навигационные комплексы (поды) «Лайтнинг» для ВВС. В итоге Израиль внезапно оказался на четвертом месте в мире среди экспортеров вооружения. Американцы заключили контракты с местной оборонкой без малого на $3 млрд.

Однако лозунг «заграница нам поможет» отнюдь не стал лозунгом Пентагона. Уже в следующем году закупки ограничились миллиардом долларов, а Израиль вновь переместился на шестое место.

При этом отношение американцев к импорту продвинутых систем вооружения весьма показательно. Так, несмотря на давление насмотревшейся на горящие «Страйкеры» общественности в лице NBC и конгресса, Пентагон старательно уклонялся от закупок израильских систем активной защиты «Трофи», дожидаясь окончания собственных разработок. Равным образом в качестве головного производителя разработанного израильтянами пода «Лайтнинг» для американских ВВС быстро возник «Нортроп». Производством динамической защиты для тех же «Страйкеров», изначально разработанной израильской Rafael, занялась «Дженерал дайнэмикс». Такая вот «глобализация».

Даже относительно интернациональные закупки Пентагона имеют ряд особенностей. Американцы закупают конечные образцы и комплектующие почти исключительно у ближайших союзников или попросту сателлитов (Англии, Израиля, Японии и т.п.). Впрочем, даже здесь практикуются явные и неявные ограничения – США стараются не сдавать союзникам ничего такого, что вызвало бы затруднения у американской промышленности при необходимости быстро развернуть производство на своей территории. Так, делать РЭБ для Ф-35 израильтянам не дали, хотя израильские средства радиоэлектронной борьбы заметно эффективнее американских. К тому же технологическая «зависимость» Штатов является взаимной – американские производители также поставляют комплектующие для вооружения контрагентов.

Что же касается ограниченных закупок в менее «правильных» странах вроде КНР, то речь идет о низкотехнологичных компонентах, наладить производство которых у себя американцы могут практически мгновенно. Иными словами, США «сбрасывают» производство того, что сами делать могут, но не хотят. Плюс закупки лицензий и технологий – но это естественно. Примерно в том же положении находился СССР, закупавший ограниченное количество ВВТ в пределах соцлагеря.

Впрочем, апологеты импорта заявляют, что США – это исключение из правил, СССР – патология, а страна, не являющаяся империей, не может позволить себе «независимую» оборонку. Что ж, посмотрим на страну умеренных масштабов – а именно на Францию.

ВВП Франции по паритету покупательной способности (ППС) – то есть фактическому размеру экономики – чуть меньше российского. Население меньше в 2,5 раза. Военные расходы в долларовом выражении практически одинаковы, но, пересчитав их по ППС, мы обнаружим, что реальные затраты Парижа на оборону вдвое уступают российским.

Каков результат? В первой половине «нулевых» доля импорта в общих закупках вооружения и военной техники составляла во Франции 5%. Сейчас она несколько выше, но не радикально. Существеннее расширились программы совместного производства военной техники – однако, во-первых, речь идет о взаимозависимом производстве с «обменом» комплектующими, во-вторых, в качестве компаньонов Парижа выступают ближайшие партнеры страны по ЕС. При этом военный «индивидуализм» Франции был прямо связан с необходимостью обеспечить политическую и экономическую независимость от США.

Еще более живописный пример – Швеция с ее 9 млн населения и ВВП, кратно уступающим российскому даже в долларовом выражении. В последнее время Стокгольм «либерализовал» свою закупочную политику, однако вплоть до середины 1990-х шведы ухитрялись самостоятельно производить практически весь спектр обычных вооружений (доля импорта чуть более 5%). И оружие скандинавов вовсе не было кучей хлама, а активно экспортировалось.

Впрочем, многие другие развитые страны куда более «либеральны» — у Англии, например, доля импорта в закупках ВВТ доходит до 15-20%, а у Испании – до 30%. Однако подавляющая часть импорта приходится на ближайших союзников. Кроме того, та же Англия в последние полвека никогда не пыталась играть самостоятельную роль – это фактически приложение к США. До последнего времени в той же ситуации находились немцы, итальянцы и др.

Теперь посмотрим на Россию. Очевидно, что никакие аналогии с США в нашем случае неуместны — наша ситуация диаметрально противоположна американской. Так, мы уже сейчас импортируем в разы больше, чем Франция и США – один только «Мистраль» съест около 10% суммы, заложенной на закупку ВВТ в 2009 году, а между тем, МО собирается продолжить закупку беспилотников и много чего еще. О комплектующих не приходится и говорить. В итоге фактическая доля импорта, по-видимому, уже сопоставима с британской.

При этом мы закупаем оружие и комплектующие у потенциального противника, который от нас никак не зависит (кстати, Франция громче всех требовала ввести санкции против России во время первой чеченской войны).

Если американцы живут по принципу «хайтек делаем сами, а производство низкотехнологичных компонентов сбрасываем, хотя можем их клепать без проблем», то у нас все ровно наоборот. Мы делаем примитив, а закупаем хайтек, который производить на приемлемом уровне не можем. Это принципиально иной уровень зависимости от вероятного противника. При этом «партнеры» вовсе не стремятся передавать нам новые технологии – вопреки всем надеждам МО. Так, по поводу сделки с «Мистралем» французы недвусмысленно намекают, что «передача таких технологий может быть относительно ограниченной».

Разумеется, можно кивать на зависимость Запада от экспорта нашего сырья. Однако эта зависимость глубоко асимметрична – мы сейчас не можем не продавать сырье, а вот западная оборонка вполне может обойтись без российского рынка.

Каковы издержки? Лучше всего о них говорит тот факт, что все сколько-нибудь амбициозные страны, импортирующие вооружение, всеми силами стараются избавиться от такого счастья. Так, Китай в последние годы целенаправленно снижает импорт ВВТ. Докризисная динамика оружейного импорта КНР выглядит чрезвычайно наглядно: в 2005 году контракты были заключены на сумму в $4,2 млрд, в 2006-м – $839 млн, в 2007-м — $306 млн. И речь идет не о текущем импорте, а именно о контрактах.

Равным образом, Индия упорно проводит в жизнь план «индианизации» своих закупок. По словам ее министра обороны, «такая страна, как Индия, просто не может зависеть от импорта вооружения». Иными словами, тезис о том, что «для защиты страны должно приобретаться лучшее оружие, а где оно будет куплено – не имеет значения», отнюдь не разделяется теми, кто это оружие действительно покупает.

Это неудивительно. Оружейный импорт на деле порождает целый Эверест издержек – технических, экономических и политических. При этом Россия – основной поставщик вооружения Индии и Китаю — и близко не располагала теми возможностями для «выкручивания рук» партнерам, какими располагает Запад.

Евгений Пожидаев

Импортное "лекарство" для отечественного ОПК

Свернутый текст

Говорить о том, хорошо или плохо приобретать образцы ВВТ за границей, уже нет смысла.

Статья «ОПК для армии, а не наоборот» («НВО» от 14 августа 2009 года), в которой автор этих строк доказывал необходимость импорта Россией иностранных вооружений и военной техники, как и следовало ожидать, вызвала отклики самые разные, в том числе – и отрицательные. Одним из них стал комментарий Евгения Пожидаева «Сломанный меч», появившийся на сайте информационного агентства «Росбалт» 11 сентября с.г.

НАЛИЦО – «МЕДИЦИНСКИЙ ФАКТ»

Впрочем, оспаривать что-либо в данной публикации практически невозможно, ибо г-н Пожидаев фактически доказывает, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Возражать против этого, естественно, вряд ли кто-нибудь возьмется. Правда, к сожалению, в материале ничего не сказано о том, как стать здоровым и богатым, если ты бедный и больной, причем ситуация и с бедностью, и с болезнями лишь усугубляется.

Евгений Пожидаев доказывает, что США практически не импортируют вооружения. За исключением несложных комплектующих. При этом и последние предпочитают приобретать у ближайших союзников (стран – членов НАТО и Израиля).

Примерно так же обстоит ситуация и во Франции. А Китай и Индия всячески стремятся уменьшить свою зависимость от импорта ВВТ. И тут возразить нечего. Да, все это верно. Ну и дальше что? Бузина, конечно, в огороде, но дядька-то в Киеве.

Российский оборонно-промышленный комплекс уже не способен обеспечить армию и флот РФ всем спектром необходимых им вооружений и военной техники – это, к сожалению, «медицинский факт», который, кстати, признает и сам Евгений Пожидаев в первом же предложении своей статьи. А объясняется сей «диагноз» целым рядом причин.

Во-первых, за весь постсоветский период наша политическая власть так и не озаботилась созданием внятной концепции военного строительства в Российской Федерации. Соответственно до сих пор неизвестно: так какое же вооружение, с какими тактико-техническими характеристиками и в каких количествах нужно ВС РФ? Поэтому отечественная оборонка продолжает бесконечно вырабатывать еще советский задел, который безнадежно морально устарел. Ведь именно оружие советского происхождения успешно экспортировалось в 1990-е, а отчасти и в «нулевые» годы, что позволило выжить производящим его предприятиям, да еще и приобрести значительные лоббистские возможности. Теперь данные предприятия навязывают это же устаревшее советское оружие собственной армии, да еще в гораздо меньших количествах, чем идет на экспорт.

Во-вторых, лоббизм – это лишь часть гораздо более широкого явления, называемого коррупцией. Оно охватывает все стороны российского бытия, включая гособоронзаказ. Минобороны РФ наконец-то стало интересоваться: куда же делись огромные ассигнования, вложенные в разработку, например, беспилотных летательных аппаратов? Почему нет ни денег, ни беспилотников? Или вот вспомним пресловутую «Булаву». Тут просто нельзя не спросить: «А где посадки?» Почему испытания новой межконтинентальной ракеты морского базирования проваливаются одно за другим, а благосостояние ее разработчиков резко улучшилось? И подобным примерам несть числа.

В-третьих, в тех областях, которые в значительной степени и определяют сегодня боеспособность вооруженных сил (средства управления, связи, разведки, наблюдения, навигации, РЭБ), мы и в советское время очень сильно отставали от стран Запада. Теперь же это отставание стало просто космическим. Более того, дело естественным образом дошло и до традиционного «железа». Например, уже несколько лет на страницах «НВО» Михаил Растопшин рассказывает о том, что даже российские танки, традиционное «наше всё», мягко говоря, совсем не лучшие в мире. И почему-то до сих пор никто ему возразить не сумел. Видимо, потому, что так оно и есть.

В-четвертых, политика государственной власти в отношении ОПК тоже никак не способствует его расцвету. Кроме вышеупомянутого отсутствия концепции военного строительства, речь идет о некомпетентном руководстве как оборонно-промышленным комплексом в целом, так и отдельными его составляющими. Многие критически важные предприятия целенаправленно банкротятся при полном попустительстве властных структур (или с их одобрения?).

ЛИБО – ЛИБО...

Отдельно нельзя не сказать о политике создания оборонных холдингов, в результате которых в каждой отрасли ОПК должно, по сути, остаться по одному производителю. Данное мероприятие было задумано под лозунгом повышения конкурентоспособности российской оборонной промышленности. Хотя совершенно очевидно, что оно эту конкурентоспособность окончательно уничтожает. Особенно в том случае, если импорт вооружений и военной техники по-прежнему запрещен. Даже в советское время очень часто отечественная оборонка навязывала армии и флоту не то, что им нужно, а то, что она могла сделать. В Российской Федерации эта ситуация заметно усугубилась. Появление холдингов делает диктат ОПК абсолютным, у наших Вооруженных сил просто не остается вариантов – они вынуждены брать то, что сделает монополист.

Проблемы организационного характера решить, конечно, можно, но только теоретически. Ни с одной из них при нынешней властной конструкции, основанной на коррупции, пиаре и некомпетентности, справиться не удастся, поскольку все они являются производными от существующей в стране политико-экономической системы.

Однако, даже если каким-то совершенно чудесным образом в России вдруг появится абсолютно новая власть, озабоченная не наполнением собственных карманов, а интересами страны, компетентная и не страдающая советскими политическими и психологическими фобиями, это не поможет преодолеть уже очень серьезное и продолжающее быстро увеличиваться технологическое отставание российского оборонно-промышленного комплекса от ОПК основных стран Запада. И здесь есть только один рецепт изменения ситуации – открытая внешняя и внутренняя конкуренция с западными производителями вооружений и военной техники и одновременно кооперация с отдельными зарубежными компаниями.

То есть, выбор у нас сегодня небогатый: либо кооперация с западными ОПК, чистый импорт, либо полная и необратимая деградация отечественной оборонки и Вооруженных сил РФ.

Соответственно говорить о том, хорошо или плохо приобретать образцы ВВТ за границей, уже нет смысла. С таким же успехом можно рассуждать о том, хорошо или плохо, что август в Москве в этом году был холодным и дождливым. Сколько мы об этом ни говори, август уже был холодным и дождливым. Сегодня мы можем только обсуждать, что импортировать и в каком количестве. И можно ли получить доступ к технологиям производства ввозимых из-за рубежа вооружений и военной техники. Богатым и здоровым быть очень хорошо, но мы бедные и больные. Очень тяжело больные.

И ЭТО ПРОТИВНИК?

При этом, конечно, нельзя не рассмотреть вопрос о политических аспектах импорта. Как пишет Евгений Пожидаев, «мы закупаем у потенциального противника, который от нас никак не зависит (кстати, Франция громче всех требовала ввести санкции против России во время первой чеченской войны)».

В очередной раз хочется спросить: почему Запад нам противник? В чем основа противоречий? Мы и де-юре, и де-факто являемся капиталистической страной. А де-юре – еще и демократической. Соответственно почему мы должны противостоять Западу? Кто-нибудь способен на это ответить? Например, я не могу придумать аргументы за своего воображаемого оппонента, чтобы ему возразить...

Слова, произнесенные Западом по поводу войн в Чечне, а затем и в Грузии, особого значения все же не имеют (кстати, самые громкие крики по поводу «страданий свободолюбивого чеченского народа» исходили из малых европейских стран, а отнюдь не из Франции). Хочу заметить, что западные страны санкций против нас не ввели (тем более – войну не объявили). Кстати, мы про них тоже столько всего сказали в последнее время, что в плане слов вполне квиты. Пожалуй, если исходить только из риторики, то сегодня у Запада гораздо больше оснований видеть угрозу в нас, чем у нас – видеть угрозу в нем.

Что касается чисто военной стороны вопроса, то создается впечатление: между Россией и европейскими членами НАТО идет яростная «гонка разоружений». Если взять эту самую Францию (формально – одну из сильнейших держав не только в Европе, но и в мире), то по планам военного строительства, которые активно проводятся в жизнь, к 2014 году в ее сухопутных войсках останется всего 12 бригад, из которых три – тыловые и обеспечивающие. Они будут иметь суммарно всего 240 танков, 288 БМТВ, 630 БМП, 128 орудий, 24 РСЗО, 80 боевых и 130 транспортных вертолетов. По сути, столько вооружений и военной техники насчитывается сегодня в одной полноценной дивизии. Менее 300 самолетов останется во французских ВВС.

Такими силами в случае настоящей войны нельзя обеспечить даже защиту собственной территории. К счастью для Франции, на нее некому нападать. Но и она заведомо ни на кого не будет способна напасть.

Более мелкие страны вообще не заслуживают упоминания, их вооруженные силы фактически обнуляются. Про психологическую сторону нечего и говорить, совершенно очевидно, что сегодня европейцы в принципе не способны вести серьезную войну. В пацифизме там сегодня едины и народы, и политические элиты.

ВЫБОРА НЕТ

Вместе с тем от США мы уже сегодня отстали настолько (и количественно, и качественно), что преодолеть это отставание, которое к тому же стремительно увеличивается, невозможно, даже если ввести в стране мобилизационную экономику сталинского типа. Экономический, научный, технологический потенциалы Соединенных Штатов и России несопоставимы, поэтому соревноваться нам с ними уже бессмысленно. Тем более когда у Москвы есть такой замечательный «стратегический союзник», как Пекин.

Надеюсь, что Евгений Пожидаев не обидится на меня, если я открою секрет – мы с ним довольно давно (чуть ли не год) ведем переписку на темы военно-политического характера. В ходе этой переписки он обвинил меня (одного из основных апологетов теории китайской угрозы!) в излишнем оптимизме (!) в данном вопросе. Если я исхожу из того, что Китай собирается оккупировать только юг Дальнего Востока и Восточной Сибири (примерно до Енисея на запад и примерно до линии БАМа на север), то Евгений Пожидаев считает, что аппетиты Пекина распространяются на всю нашу территорию к востоку от Урала, а также на весь Казахстан, иначе игра просто не стоит свеч.

Так что здесь мы с ним спорить, видимо, не будем, я готов сразу уступить и признать его правоту. В данной ситуации говорить о противостоянии Западу не приходится, мы просто не имеем такой возможности. Запад предпочтительнее Китая уже тем, что не угрожает нам прямой оккупацией.

Безусловно, гораздо лучше быть геополитической величиной, равновеликой США, КНР и Евросоюзу, вести самостоятельную игру на «великой шахматной доске», вступая в альянсы не вынужденно, а по собственному желанию. Увы, такой возможности у России больше нет. Еще лет пять назад у нас были последние атрибуты сверхдержавы – Вооруженные силы и ОПК. Сегодня мы своими силами уничтожили и их. Соответственно лишили сами себя выбора не только в вопросе импорта ВВТ, но и в вопросе геополитической ориентации. Надо это понять как можно быстрее. В частности, прекратить антизападную истерию и вранье о «России, встающей с колен».

И уже не обсуждать, хорошо это или плохо. Вполне вероятно, что это плохой выбор. Но отказ от выбора еще хуже. Потому что тогда другие сделают его за нас. И за наш счет.

Отредактировано Annuitór (2009-10-05 15:36:30)

0

2

Против кого придется воевать Российской армии

Свернутый текст

Из-за поразившего Европу пацифизма, который, похоже, начал проникать и в США, воевать с нами Североатлантический альянс на самом деле не будет. Тем не менее он заявлен в качестве потенциального противника. Что, в общем, естественно.
Недавно, а именно в конце сентября, начальник Главного штаба Сухопутных войск РФ генерал-лейтенант Сергей Скоков рассказал о том, где и как, на каких стратегических направлениях и против кого придется в обозримом будущем воевать Российской армии. «Методы ведения операций и боевых действий вероятного противника на различных театрах военных действий - западном, восточном и южном - принципиально различаются», - заявил высокопоставленный военный чиновник.

ЭПОХАЛЬНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

На западном стратегическом направлении, отметил Скоков, российским войскам могут противодействовать инновационные армии с бесконтактными формами и способами применения новейших сил и средств.

«Если мы говорим о востоке, то это может быть многомиллионная армия с традиционными подходами к ведению боевых действий: прямолинейно, с большим сосредоточением живой силы и огневых средств на отдельных направлениях», - сказал Сергей Скоков. «Что касается юга России, то там нам могут противостоять иррегулярные формирования и диверсионно-разведывательные группы, ведущие борьбу с органами федеральной власти методами партизанской войны», - добавил генерал.

Тут, в общем, все ясно, очевидно и, можно сказать, банально. Правда, банально только с точки зрения здравого смысла. От нашего военно-политического руководства мы давно такого не слышали (точнее, вообще никогда). Слышали про «борьбу с международным терроризмом», что не хочется даже комментировать. А здесь вдруг - вполне реалистичная оценка ситуации.

А уж заявление насчет «многомиллионной армии» на восточном направлении следует считать эпохальным. Впервые со времен раннего Горбачева (если даже не Черненко) высокопоставленный отечественный военачальник фактически официально признал, что КНР является нашим потенциальным противником.

Может быть, недавний «Большой шаг» Народно-освободительной армии Китая (учения «Куюаэ-2009», о которых автор писал в статье «Миллионы солдат плюс современное вооружение», опубликованной в прошлом номере «НВО»), все же стал последней каплей. Просто невозможно стало и дальше не видеть очевидного. Поднебесная до такой степени открыто готовит агрессию против России, что вспоминается народное выражение «совсем стыд потеряли».

Теперь в самый раз выяснить, каким образом наша армия эти угрозы будет отражать. Об этом одновременно со Скоковым рассказал его непосредственный начальник, главнокомандующий Сухопутными войсками РФ генерал армии Владимир Болдырев. Он сообщил, что в подчиненном ему виде Вооруженных сил уже сформированы 85 бригад постоянной боевой готовности.

Что это за соединения по типам, уточнено не было, но в «НВО» говорилось об этом в статье «Военная реформа 2009-2012 годов» (см. номер от 12 декабря 2008 года). Это 39 общевойсковых бригад, 21 бригада ракетных войск и артиллерии, 7 бригад армейской ПВО, 12 бригад связи, 2 бригады радиоэлектронной борьбы. Не хватает еще четырех соединений, но, видимо, столько у нас будет десантно-штурмовых бригад. И вот теперь очень хочется понять, как можно этими силами отражать три главные угрозы.

Будем исходить из двух допущений. Первое - что даже две из трех угроз нам не придется отражать одновременно, они будут на нас обрушиваться только по отдельности. Объективно рассуждая, так оно скорее всего и будет. Второе - что все 85 бригад действительно обладают «постоянной боевой готовностью», то есть полностью укомплектованы личным составом, оснащены вооружением и военной техникой. Причем личный состав хорошо обучен и подготовлен, а вооружение и техника полностью исправны. В это допущение поверить гораздо сложнее, чем в первое, но сделать его необходимо, иначе, строго говоря, обсуждать вообще нечего. Более того, игнорируем тот факт, что нынешние бригады - это на самом деле всего лишь сильно урезанные дивизии со значительно уменьшившейся огневой мощью.

С ЭТИМ ПРОТИВНИКОМ СПРАВИМСЯ

Легче всего, видимо, будет справляться со второй угрозой, «южной», с «иррегулярными формированиями и диверсионно-разведывательными группами, ведущими борьбу с органами федеральной власти методами партизанской войны». Впрочем, тут тоже требуется ряд замечаний.

Во-первых, не очень ясно, имеется ли в виду наш собственный Северный Кавказ или Центральная Азия, куда могут прорваться талибы в случае провала западной военной эпопеи в Афганистане, или и то, и другое? На своей территории против иррегулярных формирований обязаны, вообще-то, действовать Внутренние войска МВД РФ. А армия должна помогать им только в том случае, если масштаб вооруженного конфликта оказывается слишком большим.

Москва ожидает новой полномасштабной войны на Северном Кавказе? Не исключено, ибо, судя по тому, что происходит в Дагестане и Ингушетии, такие ожидания небеспочвенны. Если же речь идет о Центральной Азии, то туда, как и в ходе двух чеченских кампаний, действительно придется направлять контингенты Вооруженных сил.

В принципе 85 бригад на такого противника хватить должно, даже с избытком. Правда, нельзя не отметить, что противопартизанская война, причем в горной местности, - вещь в высшей степени специфическая. Для ее ведения нужны совершенно особые навыки личного состава и в значительной степени специальная техника. Для нее в первую очередь необходимы горнострелковые бригады (а вот бригады ПВО совершенно ни к чему). У нас их, кажется, сформировано две, что, мягко говоря, мало. Особенно учитывая тот факт, что боеспособность этих соединений неочевидна.

Например, не очень ясно, принимали ли они хоть какое-то участие в прошлогодней войне за Южную Осетию? А ведь это была задача в первую очередь для них. В любом случае, даже если эти две бригады будут обладать исключительно высокой боеспособностью, такого количества подобных соединений категорически недостаточно даже для одного Кавказа. А степень готовности общевойсковых бригад к противопартизанской в горах вызывает огромные сомнения. Хотя, надо отметить, у нашей армии есть огромный опыт (афганско-чеченский) данных войн.

Кроме того, для таких боевых действий критически важна армейская авиация. Увы, уникальное по абсурдности (даже по меркам нашего хронического всеохватного абсурда) решение 2002 года о ее передаче в состав ВВС продолжает действовать. Обсуждать эту тему надо отдельно, причем очень трудно будет удержаться в рамках парламентской лексики.

ПРЕВОСХОДСТВО - АБСОЛЮТНОЕ

Впрочем, этой угрозе наши новые сухопутные войска хотя бы до какой-то степени адекватны. А вот с парированием двух других дело обстоит совсем плохо. А точнее - катастрофически.

С запада у нас «инновационные армии с бесконтактными формами и способами применения новейших сил и средств». То есть, попросту говоря, имеется в виду «агрессивный империалистический блок» НАТО.

Из-за поразившего Европу пацифизма, который, похоже, начал проникать и в США, воевать с нами Североатлантический альянс на самом деле не будет. Тем не менее он заявлен в качестве потенциального противника. Что, в общем, естественно. Потому что формально его мощь чрезвычайно велика. Следовательно, надо временно абстрагироваться от пацифизма и рассмотреть военный баланс.

У США в сухопутных войсках насчитывается 10 дивизий и 11 бригад, в Национальной гвардии - 8 дивизий и 15 бригад, в морской пехоте - 4 дивизии. У остальных 27 стран - членов НАТО в регулярных и резервных компонентах вооруженных сил - 24 дивизии, 254 бригады и множество отдельных полков, батальонов, других частей и подразделений (они дадут эквивалент еще нескольких десятков бригад). Что касается техники, то в зоне ДОВСЕ (на Европейском континенте) Североатлантический альянс имеет 13 тыс. танков, 25 тыс. боевых бронированных машин, 15,5 тыс. артсистем. Из них США - менее 100 танков, 600 ББМ, 200 орудий.

Следовательно, сегодня американских войск в Европе почти нет (всего в вооруженных силах США - 8 тыс. танков, почти 32 тыс. ББМ, не менее 8 тыс. артсистем). Но им ничего не стоит туда прибыть. А также начать воздействовать на Россию еще и с востока. Ведь на Сахалине и на Камчатке размещено всего по одной бригаде. Гигантские флоты США и других стран НАТО могут наносить удары почти по любой точке нашего побережья, поскольку российский ВМФ сегодня несопоставим с ними в принципе (о его состоянии «НВО» рассказало в статье «ВМФ РФ на зарубежных кораблях», увидевшей свет в номере от 3 июля 2009 года). То же самое относится и к ВВС.

Вот почему говорить о том, что Сухопутные войска РФ способны всему этому противостоять, может только человек, не имеющий вообще никакого представления о современных вооруженных силах. Например, очень интересно, как семь бригад ПВО будут прикрывать все остальные соединения Российской армии в условиях абсолютного превосходства ВВС НАТО в воздухе? Можно, кстати, отметить, что до реформы у нас было 19 зенитно-ракетных бригад. При такой ПВО (точнее, при ее отсутствии) танковые и мотострелковые бригады будут уничтожены еще до того, как войдут в прямое соприкосновение с войсками противника.

При этом реальность гораздо хуже, чем арифметическое сравнение дивизий, бригад, танков (последних, напомню, у нас на всю страну должно остаться всего две тысячи) и пушек. В средствах обеспечения боевых действий (управление, связь, разведка, навигация, РЭБ) преимущество вооруженных сил НАТО над российскими ВС гораздо выше, чем в людях и «железках». Общее их превосходство таково, что речь должна идти даже не о разах, а о порядках величин.

Ко всему этому колоссальному неравенству добавляется проблема мобильности. Переход Сухопутных войск РФ на «бригадный подряд» проводился, как известно, под лозунгом ее повышения. Учитывая, что, как было сказано выше, благодаря огромному превосходству в воздухе и на море силы НАТО могут воздействовать почти на любой участок нашей наземной границы и побережья, значение мобильности армейских частей и соединений РФ возрастает многократно.

Увы, как показали только что закончившиеся российско-белорусские учения «Запад-2009», с мобильностью у нас «есть проблемы». Переброска одной-единственной бригады из Московской области в Белоруссию заняла пять суток. А ведь расстояние было совсем небольшим (меньше 1000 км), коммуникации в западной части России и в Белоруссии, по отечественным меркам, развиты отлично. При этом противник (ввиду отсутствия такового) воздействия на эти самые коммуникации, а также места погрузки и выгрузки подразделений не оказывал.

В данных тепличных условиях пять суток для одной бригады - «немножко много». Это неудовлетворительно даже применительно к европейской России, где, повторяю, налицо развитая сеть коммуникаций, а расстояния относительно невелики.

... А эти войска окажутся куда более серьезным противником.

ГОРЬКАЯ ШУТКА

Если же речь идет об азиатской части РФ, то здесь фактор мобильности имеет вообще определяющее значение. Собственно, там мы проиграем на одном этом факторе. Тем более что на востоке российским войскам противостоит «многомиллионная армия с традиционными подходами к ведению боевых действий: прямолинейно, с большим сосредоточением живой силы и огневых средств на отдельных направлениях». О том, что речь идет о Народно-освободительной армии Китая, думаю, понятно любому мало-мальски «геополитически грамотному» человеку.

Только в Шэньянском и Пекинском военных округах НОАК, непосредственно граничащих с Россией на Дальнем Востоке и в Забайкалье, сосредоточено 22 дивизии (4 танковые, 6 механизированных, 6 мотопехотных, 3 воздушно-десантные, 3 артиллерийские) и 38 бригад (6 танковых, 12 мотопехотных, 1 пехотная, 7 артиллерийских, 1 противотанковая, 11 ПВО). В резерве - 7 пехотных дивизий и 3 дивизии ПВО. Многочисленные отдельные полки (танковые, пехотные, артиллерийские, вертолетные, РЭБ) опустим. Это только два из семи военных округов Китая, но они уже сильнее всех Сухопутных войск РФ, разбросанных от Калининграда до Камчатки.

А есть еще Ланьчжоуский ВО, ориентированный на Центральную Азию и Западную Сибирь, и Цзиннаньский ВО, резервно-экспериментальный, они в сумме дают еще почти столько же соединений. Не забудем также и о трех южных военных округах. И - заодно - о гигантском военнообученном резерве (около 40 млн. человек). Только танков у НОАК не менее 8 тыс., причем большинство из них по качеству уже вполне сопоставимо с нашими танками. Как и вообще основная часть армейской техники. По количеству превосходство потенциального противника, как и в случае с НАТО, - в разы. А в численности личного состава - на порядки.

При этом речь идет о сравнении со всеми Сухопутными войсками РФ. А ведь в реальности в Забайкалье и на Дальнем Востоке находится не более четверти от них. НОАК просто раздавит эту группировку силами лишь двух своих приграничных округов. Для переброски же подкреплений с запада у нас есть одна-единственная коммуникация - Транссиб. Его полная длина (от Ярославского вокзала Москвы до вокзала Владивостока) - 9288 км. И перевозка по нему всего одной бригады в идеальных условиях, судя по опыту учений «Запад-2009», займет... 2,5 месяца!

Собственно, комментарии уже излишни. Поскольку в условиях реальной войны с Поднебесной переброска вряд ли даже начнется, ибо она окажется невозможной в принципе. Ведь уже начиная с Амурской области Транссиб проходит непосредственно вдоль российско-китайской границы, соответственно, о его функционировании на этом участке в случае вооруженного противоборства между РФ и КНР не может быть и речи. Но и западнее проблемы тоже будут.

Дело в том, что количество китайцев на территории РФ сегодня, по самым наискромнейшим подсчетам, составляет не менее 500 тыс. человек, и проживают они по всей России, от Владивостока до Санкт-Петербурга. Представляется, что среди них найдется несколько десятков обученных диверсиям на железных дорогах спецназовцев. И уже в Западной Сибири полотно Транссиба может быть подорвано сразу во многих местах. А после того как эти участки будут отремонтированы - в нескольких других точках. Поэтому о нормальном функционировании магистрали наверняка придется забыть. И, соответственно, о переброске войск по ней с запада на восток.

Собственно, уже появилась горькая как бы шутка: в случае вторжения армии Китая в Россию проблемой для нее будет не разгромить Вооруженные силы РФ, а просто их найти. В этой шутке доля шутки очень близка к нулю. По сути, единственными противниками НОАК станут не наши войска, а расстояния и рельеф местности. Но китайцы с этим справятся, на то они и китайцы.

ДВА ВАРИАНТА

Таким образом, наши постреформенные Сухопутные войска «идеально бессмысленны». Для отражения «южной» угрозы они формально сверхизбыточны, но - вдобавок - с точки зрения наличия специализированных частей - недостаточны. Против «западной» и «восточной» угроз они недостаточны настолько, что ими, по сути, можно пренебречь. В итоге приходится констатировать, что содержание СВ в их нынешнем виде - просто бессмысленное разбазаривание бюджетных средств. «НВО» уже не раз писало о том, что критерии, по которым строятся сегодня Вооруженные силы РФ, остаются полной загадкой. «Новый облик» Сухопутных войск - очередное подтверждение того, что таких критериев просто нет.

При этом, если исходить из того набора угроз, которые описал генерал Скоков (а вряд ли можно предложить какой-то другой набор), есть два варианта строительства Вооруженных сил России вообще и СВ в частности.

Первый - сосредоточить большую часть сил и средств государства на развитии СЯС, официально заявив, что на любую агрессию против себя, даже с использованием только обычных вооружений, Россия ответит массированным ядерным ударом на полное уничтожение противника. В этом случае, кроме СЯС, понадобится развитие только ПВО для их прикрытия и небольшой части нынешних Сухопутных войск для непосредственной защиты СЯС и ПВО (в первую очередь - от диверсионно-террористических действий). Еще какую-то часть СВ можно официально передать в состав Внутренних войск МВД для борьбы с теми же иррегулярными формированиями, все остальное - просто сократить за ненадобностью.

Второй - попытаться все-таки создать такие Сухопутные войска, которые позволили бы не сразу ставить страну и мир на грань ядерной катастрофы в случае обострения международной ситуации. Совершенно очевидно, что они в любом случае не могут быть равны ни силам НАТО, ни НОАК даже по отдельности, у нас нет на это ресурсов. Но они должны быть такими, чтобы создать и западным, и восточным «потенциальным супостатам» очень серьезные проблемы в случае обычной войны. Особенно с учетом того, что обороняться всегда легче, чем наступать.

Для этого СВ необходимо увеличить как минимум вдвое, особый упор сделав на ПВО, горные части, а также, разумеется, вернув в их состав армейскую авиацию. Необходимо значительное усиление реактивной артиллерии для парирования «восточной» угрозы. Кроме того, совершенно очевидно, что если для парирования «западной» и «южной» угроз бригадный принцип можно считать адекватным, то на востоке необходимо восстановить дивизии, резко усилив их огневую мощь.

Неприемлем третий вариант - сохранение нынешней ситуации. Правда, нет сомнений, что именно он и реализуется.

0

3

Кремль принял доктрину ведения ядерной войны

Москва объявила, что у РФ есть право применить ядерное оружие ПЕРВОЙ… «Никогда не будет оправдания тем, кто применил бы ядерное оружие первым», – говорил Громыко…

Свернутый текст

В начале декабря, последнего месяца 2009 года, военно-политическое руководство РФ – президент Дмитрий Медведев, секретарь Совета безопасности – Николай Патрушев, а затем и начальник Генерального штаба российской армии, генерал армии Николай Макаров – удивили своих многочисленных недругов и редких союзников.

Безапелиционно, в нарушение международных норм российские политики сообщили, что у России есть право применить ядерное оружие первой. Это положение, по словам этих безумных людей, закрепила новая военная доктрина РФ. То есть государственные мужи РФ считают, что ядерная война возможна, целесообразна, политически оправдана и вполне может снять проблемы внутренних и внешних угроз для России.

Таким образом, ядерный «черный чемоданчик», который всегда рядом с президентом РФ носят два старших военно-морских офицера, может быть открыт и кнопка нажата. При условии, если «опытный и мудрый» политик Дмитрий Анатольевич посчитает (это продекларировано в новой доктрине, которую цитируют российские СМИ), что кто-то очень злой и нехороший, «ущемляет, игнорирует интересы страны, развертывает воинские контингенты вблизи границ России, вмешивается во внутренние дела, имеет территориальные претензии к Москве».

Кстати, этому президентскому гипотетическому поступку предшествует огромная работа многих тысяч специалистов по управлению ядерным оружием. То есть проблема «применить ядерное оружие первыми» отнюдь не персонифицирована, не изобретение президента Медведева, а вполне социальна, более того, свидетельствует не только о недомыслии конкретных людей российского истеблишмента, а болезни всего российского общества.

Далее дело военных: определить цели ядерной войны, средства доставки, объекты, по которым будут нанесены ядерные удары, полетные задания для сотен (или одной, но мощной) ракет, стратегических бомбардировщиков. Заставить тысячи офицеров-ракетчиков, летчиков нести постоянное боевое дежурство, обнаружить, нет ли среди них психологически ущербных, больных, агрессивных, драчливых недоумков, способных на несанкционированные действия.

Мы не знаем, что там запланировали кремлевские ядерные стратеги, например, в отношении Украины, Польши, Грузии, Чехии. Но, вряд ли, можно придумать что-либо новое после многих лет холодной войны и ядерного противостояния СССР и США. В «холодные» 70-е годы прошлого века такие сценарии были увлекательным чтивом для обывателей, а в военных академиях обучали, как танковой колонне пересекать радиоактивный участок местности, надевать противогаз, закапываться в землю, носить в кармане индивидуальный дозиметр.

Возможно, российская ядерная доктрина называется «доминирование путем эскалации», может быть, «разумная достаточность» или «ограниченная ядерная война». А может быть, «хирургическим ударом» ракетно-ядерного оружия Россия сметет с лица земли какой-либо город-мегаполис соседней недружественной страны, уничтожит полуостров с населением несколько миллионов человек, обезглавит врага, нанеся ядерный удар по центрам управления и связи правительства.

Вряд ли это фантазии, бред или домыслы сумасшедшего журналиста. Раз существует доктрина (официальный государственный документ) и воинствующие ядерные эскапады российских политических лидеров, то, несомненно, Генеральный штаб российской армии скрупулезно разработал и ввел в действие план ведения такой войны, который утвердил президент страны, сидя в подземном бункере под Грановитой палатой Кремля.

То есть план применения стратегического, оперативного или тактического ядерного оружия, как написано в боевом уставе, «по целям, задачам и средствам и времени», несомненно, существует на бумаге, сейфах командных пунктов войск стратегического назначения российской армии и стратегической авиации. И весь ужас в том, что это очень формализованный, обстоятельный документ, в котором нет двусмысленности, формулировок и приказов, которые можно трактовать в зависимости от любви к миру или ненависти к врагам России.

Но вначале о «неприменении ядерного оружия первыми». История этой судьбоносной для мира проблемы «использовать первыми ядерное оружие в войне» насчитывает 60 лет. Вначале 50-х годов прошлого столетия президента США Гарри Трумен принял решение применить первыми атомную бомбу против корейского народа, который стойко отражал американскую агрессию.

Но миролюбивый Советский Союз призвал к безусловному запрещению атомного оружия и подписал за 50 послевоенных лет, более сотни международно-правовых актов. Например, Леонид Брежнев торжественно заявил (заседание 1976 года Политического консультативного комитета в Бухаресте государств-участников, подписавших Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), что «СССР принимает на себя обязательство не применять ядерное оружие первым».

А представитель СССР, министр иностранных дел Андрей Громыко, с трибуны XXXVI Генеральной Ассамблее ООН подчеркнул, что «никогда не будет оправдания, ни прощения тем деятелям, которые приняли бы решение применить первыми ядерное оружие». И далее заявил, что «с законами человеческой морали и высокими идеалами ООН несовместимы любые доктрины, допускающие применение первым ядерное оружия и любые действия, подталкивающие мир к катастрофе».

Учитывая, что Российская Федерация считает себя правопреемницей СССР, наверно, было бы логично выполнять все, что было сказано и подписано во времена советской империи, а не только незаконно присвоить золотой запас, активы, недвижимость Советского Союза за рубежом.

Но, похоже, нынешние кремлевские небожители, судя по их политическому поведению, характеру их внешнеполитических стратегий, хотят приравняться к воинствующему милитаристу Трумену, который отдал приказ о ядерной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Даже «собака» Рейган смог договорится с империей зла.

Вот читайте внимательно. Цитата: «Российская Федерация с небывалым безрассудством прилагает новые усилия с целью достижения военного превосходства путем наращивания атомного оружия – материальной основы ядерной войны. Участились попытки использовать его для оказания политического давления на другие страны».

Эту длинную цитату автор нашел в какой-то пропагандистской брошюрке времен Генерального Секретаря Константина Устиновича Черненко. Правда, первые два слова были «Соединенные Штаты».

Между прочим, автор и главный популяризатор «нового политического мышления» еще живет и здравствует. Можно было бы и пригласить на командный пункт, посоветоваться. Да-да, Михаил Сергеевич Горбачев, архитектор перестройки, теоретик «нового политического мышления» живет недалеко от Кремля. И вполне мог бы проконсультировать пылкого, бесшабашного 43-летнего президента Российской Федерации. И, между прочим, предупредить, что бряцать ядерным оружием опасно, прежде всего, для самой России.

В одном из интервью автору этих строк, последний Генеральный Секретарь и президент СССР на вопрос можно ли быть победителем в ядерной войне, ответил: «Главный смысл концепции нового политического мышления состоит в том, что ядерное оружие не функционально, и не может решать политические проблемы. Никто в мире не останется безнаказанным, если применит первым ядерное оружие. Ядерная война недопустима, и в ней не может быть победителей. Это аксиома».

Еще Михаил Сергеевич напомнил (хорошо, если бы помощники Дмитрия Медведева об этом рассказали президенту России), что «в мире 31 государство – «пороговое», это значит, они на пороге создания ядерного оружия. Появление ядерного оружия у Индии и Пакистана, северокорейская ядерная программа, проблема Ирана – это лишь предвестники еще более опасных проблем, с которыми мы столкнемся, если нынешняя ситуация не будет преодолена».

Между прочим, на территории Украины в 1999 году дислоцировалось 178 самых современных ракет SS-20 («Сатана»). Суммарный тротиловый эквивалент ядерного оружия в Украине вполне мог бы уничтожить все население Земли. И именно от РФ и США Украина получила гарантии безопасности в обмен на ликвидацию вышеназванного оружия. Представляете, если бы Украина, оставаясь третей ядерной державой в мире, в период эскалации конфликта вокруг острова Тузла приняла решение ответить на агрессию супостата ядерным оружием!?

Альберт Эйнштейн в 1947 году, между прочим, в своем письме президенту США Рузвельту по поводу работ Манхэттенского проекта по созданию атомной бомбы написал судьбоносные для планеты и человечества слова: «Через освобождение атомной энергии наше поколение принесло миру самую революционную силу со времен открытия огня доисторическим человеком. Эта основная сила вселенной не может быть втиснута в старомодную концепцию узкого национализма. Наши единственная безопасность в том, что мы верим, что информированные граждане будут действовать во имя жизни, а не смерти».

Наверно, очень важно, чтобы, в том числе и в России, граждане были информированы, что будет, если их политические лидеры, ослепленные «старомодной концепцией узкого национализма», забудут о здравом смысле и применят ядерное оружие первыми.

Ведь главный вопрос нашего времени: является ли ядерное оружие политически функционально? Или, еще точнее по Клаузевицу: может ли сегодня ядерное оружие реализовывать политические цели войны, «быть продолжением политики иными, насильственными средствами»? Или еще один вопрос: какие политические преимущества исходят от наличия или отсутствия ядерного орудия?

Вот примеры… Ядерный Китай не смог наказать Вьетнам, вернуть себе потерянную провинцию Формоза. Ядерная бомба не помогла Индии в борьбе с сепаратизмом. Ядерная Великобритания перестала быть колониальной империей, впрочем, как и ракетно-ядерный Советский Союз. Почему ядерная Россия не применила ядерное оружие в войне с боевиками Чечни и, по сути, проиграла войну? Даже во время Карибского кризиса в октябре 1962 года Хрущев и Кеннеди сумели договориться.

Ответ прост, но только не для кремлевских политических авантюристов. Никто в мире, ни один эксперт или четырехзвездный генерал убедительно не объяснил, как можно вести ядерную войну, не взорвав мир, не избежав суицида, не уничтожив инициатора такой войны? Правда, многие авторы цитируют статью, опубликованную в американском журнале Military Revieu «Влияние атомного оружия на функции военнослужащего», где предлагают «увеличить похоронную службу США».

Английский ученый Мартин Ван Кревельд в книге «Трансформация войны» пишет, что «за последние сорок пять лет сложно найти хотя бы один исторический пример того, что государству, располагающего запасами ядерного оружия, удалось изменить статус-кво с помощью угрозы применения этого вида оружия, не говоря уже о его фактическом применении».

А строки, которые пойдут ниже, написаны специально для президента Российской Федерации Дмитрия Медведева:

Ядерное оружие является орудием массового убийства. Защиты от него нет, единственное, для чего оно годится, – это для бойни, беспрецедентной по своей кровожадности и, вполне вероятно, последней в истории человечества. Как говорил Михаил Горбачев, «после такой войны не останется даже пня, на котором покойники смогут подписать перемирие».

И последнее – в качестве рекомендации президенту РФ. Российские дипломаты, а не генералы и полковники спецслужб, могли бы поведать, что существуют сотни форм и методов в межгосударственных отношениях, когда любые споры, даже самые сложные конфликты, можно решать мирным путем.

0

4

Страшное дело. Мне кажется, что принимают такие доктрины не  просто так на всякий случай, а с определенным намерением. Как-то гадко всё это.

0


Вы здесь » Форум Свободы » Политика » Российская армия>>