Политические игры вокруг Штокмановского месторождения идут уже достаточно давно.
С ним связан и еще один проект, Северный поток.
Поэтому я посчитал возможным обсудить эту тему, кому это интересно.
В том числе и о перспективах его освоения.
Так миф это или реальность?
Штокмановское газоконденсатное месторождение
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено на шельфе российского сектора Баренцева моря в 600 км к северо-востоку от Мурманска.
Глубина моря в месте залегания от 320 до 340 м.
Разведанные запасы — 3,7 трлн куб. м газа и 31 млн т. конденсата.
Открыто в 1988 году на судне «Профессор Штокман», в связи с чем и получило своё название.
В районе месторождения весьма жесткие ледовые условия - минимальная температура воздуха составляет -46oС, зимний период длится 9 месяцев, толщина льда достигает 1,7 м, а торосов - 20 м, высота волн достигает 28 метров.
Для российского руководства Штокмановское месторождение является основным политическим козырем, с помощью которого на протяжении последних лет путинская администрация достаточно успешно строит внешнюю политику, подбирая себе друзей в Европе.
Несмотря на то, что Штокмановское газовое месторождение достаточно привлекательный кусок, освоение этого месторождения представляет собой очень большие проблемы.
Достаточно сказать, что добычи газа в таких условиях не производят нигде в мире.
Глубина толщи воды составляет 350 м. В Норвегии и Англии газ добывается при толще воды 140 м.
Огромная удаленность от берега, порядка 600 м. При этом добываемый газ предполагается доставлять на берег трубопроводным способом, по дну Баренцева моря.
Сложная геология морского дна, с перепадами в 50 м, делает этот проект по истине уникальным. Не говоря уже о плавучей платформе, аналогов которой нет в мире.
Уникальной является и стоимость проекта. По некоторым сведениям затраты на проект составят от 20 до 30 млрд. долларов.
Интересно, что традиционные друзья России, Германия и Италия, отказалась от участия в разработке Штокмановского месторождения, но, как известно, Германия участвует в проекте Северный поток, который изначально предназначался для транспортировки газа как раз этого газового месторождения.
До настоящего времени реальных подвижек в этом направлении нет.
Снижение стоимости газа еще дальше отодвигает этот проект от реального его воплощения.
А следовательно целесообразности строительства Северного потока, с точки зрения его привязки к Штокмановскому месторождению тоже нет.
В этом случае единственным обоснованием его строительства является диверсификация уже имеющихся объемов по другому маршруту.
Возможно этот вопрос действительно является острой необходимостью для России, но никак не решает основной задачи затрат, которые предполагают вложить инвесторы в проект Северный поток. От него газа в Европе больше не будет.