11 САД
127иап
Боевая тревога в этом полку была объявлена в "предрассветный час". Командир полка подполковник А. В. Гордиенко в это время проверял посты на стоянках самолётов, т.е. в это время находился непосредственно на аэродроме. Оперативный дежурный доложил по телефону, что немцы бомбят Гродно.
Как видим, связь немецкие диверсанты не перерезали.
Уточнив задачу, Гордиенко приказал дежурному звену - которое как видим, есть и готово к немедленному взлёту - вылететь в р-н нападения и выяснить обстановку. В 3ч. 30мин. три самолёта вылетели на разведку.
127иап был сформирован в августе 1940г. Несмотря на это лётчики отлично владели техникой пилотирования, водили машины в сложных метеорологических условиях днём и ночью, некоторые из них имели опыт боёв в Финляндии, на Хасане и Халхин-Голе.
Первый воздушный бой состоялся в пятом часу утра севернее Гродно:
пятерка истребителей, возглавляемая замполитом 1-й эскадрильи старшим политруком А. С. Даниловым. Севернее Гродно на высоте полутора тысяч метров летчики увидели на встречном курс три двухмоторных бомбардировщика и пошли в лобовую атаку. Два гитлеровца, не выдержав натиска, со снижением стали уходить обратно, но ведущий “юнкерс” продолжал полет. С третьей атаки А. С. Данилов уничтожил его, а удиравшие самолеты сбили командиры звеньев С. С. Дерюгин и И. Ф. Дружков со своими напарниками летчиками С. А. Гариным и К. М. Трещевым.
ПРОСКУРИН А.П. заместитель командира по политчасти 127 истребительного авиационного полка. "БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 127 – ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В РАЙОНЕ ГРОДНО".
Говоря о том, что наши истребители догнали два Юнкерса, в самый раз указать на тот факт, что 127иап был укомплектован самолётами И-153 (“Чайка”).
Проведенный бой показал, что и на “Чайках” можно эффективно драться с немецкими самолетами. Вернувшиеся с заданий, лейтенанты Р. И. Варакин, С. Я. Жуковский, старший политрук А. А. Артемов доложили также о новых победах. Хотя в воздушном бою Р. И. Варакин получил тяжелое ранение, он сумел приземлиться на своем аэродроме
Вот ещё описание боя:
Вскоре высокое мастерство вновь показал летчик старший политрук А. С. Данилов. Возглавляемая им восьмерка истребителей рассеяла группу вражеских самолетов над Гродно, а западнее города Данилов сбил самолет, второй за утро, который упал на окраине деревни Крапивно. Возвращаясь в зону патрулирования, летчики увидели, что более 40 фашистских самолетов готовятся штурмовать аэродром Черлена, на котором базировался 1б-й скоростной бомбардировочный полк. С востока к вражеским бомбардировщикам стремительно приближались в боевом строю советские истребители — две эскадрильи 127-го авиационного полка.
Здесь видимо, опечатка и речь идёт про эскадрильи 122иап.
Поднятые в 10 час. 10 мин. по тревоге, они сходу врезались во вражескую группу и завязали бой. В воздушном пространстве, примерно от поселка Лунно до Гродно, схватка продолжалась свыше 30 мин. С обеих сторон участвовало до 70 самолетов. У противника было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские авиаторы сбили 4 самолета, но и сами потеряли 5 истребителей
Как видим, началась война и полк работает.
Появились вражеские истребители. Бой обострился. Фашистский снаряд угодил в верхнее крыло “Чайки”, его осколками ранило летчика. Подбитый самолет каким-то чудом держался в воздухе. Один из вражеских истребителей пристроился к Данилову сбоку так близко, что было видно лицо пилота. Комиссар эскадрильи резко бросил И-153 в сторону и винтом таранил правое крыло МЕ-110, который после удара начал стремительно падать. “Чайка” на какое-то время потеряла управление, но на высоте 100 м истекающий кровью Данилов вывел машину в горизонтальный полет,: а затем с убранным шасси пошел на посадку. В бессознательном состоянии летчика подобрали колхозники и оказали первую помощь. В медсанбате 3-й армии его “познакомили” с немецким майором, который успел выпрыгнуть с парашютом из тараненного самолета. Гитлеровец имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для фашиста последним. Воздушный таран А. С. Данилова — один из первых в Великой Отечественной войне
Паники и разгрома нет:
В сложившейся обстановке командование полка стремилось обеспечить своевременную подготовку самолетов к повторным боевым вылетам, бесперебойное поступление горючего и особенно боеприпасов, потребность в которых резко возросла. Возникло много и других вопросов, которые надо было быстро решать. И они решались.
До позднего вечера летчики 127-го истребительного авиационного полка сражались с фашистскими захватчиками, не жалея сил и жизни. В неравных воздушных схватках пали смертью героев лейтенанты А. В. Грибакин, И. Г. Марков, А. Д. Петькун, А. И. Пачин, М. Д. Разумцев, М. С. Филиппов и младший лейтенант Н. В. Сушкин
Несмотря на тяжесть боев, летчики буквально рвались в воздух. Командир эскадрильи И. Н. Дроздов совершил пять боевых вылетов и сбил два самолета, девять раз поднимался в воздух старший политрук А. А. Артемов и уничтожил три вражеские машины. Противник в течение почти всего дня искал, но не мог обнаружить наш аэродром. Командование полка придало большое значение маскировке. Рано утром после тревоги техники и механики рассредоточили материальную часть и оборудовали стоянки самолетов на опушке большого леса. Этими работами руководил коммунист инженер-капитан В. С. Кубарев. Летчики получили приказание применять тактические приемы маскировки аэродрома. Возвращаясь с заданий, они подходили к базе на бреющем полете. После посадки самолеты сразу же укрывались. При взлете требуемая высота набиралась не сразу, а после ухода на малой высоте из района аэродрома. Только после 19 часов противник обнаружил аэродром, и вскоре около 30 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей МЕ-109 прилетели на его штурмовку. Завязался воздушный бой. Несмотря на явное преимущество, противнику все же не удалось уничтожить “Чайки” на земле
Пять и Десять боевых вылетов в день - это что-то!!!
Успешные боевые действия 127-го истребительного авиационного полка в первый день войны явились результатом высокой боевой и политической подготовки, проводимой в предвоенные годы. Воспитанные Коммунистической партией, летчики проявили в бою высокое мастерство и смело вступили в бой с большими силами противника. Учитывая превосходство немецких истребителей в вооружении и скорости, они стремились атаковать гитлеровцев на встречных курсах