Форум Свободы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Свободы » Новейшая история » Авиация сторон 22 июня 1941 года>>


Авиация сторон 22 июня 1941 года>>

Сообщений 11 страница 20 из 20

11

11 САД
127иап
Боевая тревога в этом полку была объявлена в "предрассветный час". Командир полка подполковник А. В. Гордиенко в это время проверял посты на стоянках самолётов, т.е. в это время находился непосредственно на аэродроме. Оперативный дежурный доложил по телефону, что немцы бомбят Гродно.
Как видим, связь немецкие диверсанты не перерезали.
Уточнив задачу, Гордиенко приказал дежурному звену - которое как видим, есть и готово к немедленному взлёту - вылететь в р-н нападения и выяснить обстановку. В 3ч. 30мин. три самолёта вылетели на разведку.

127иап был сформирован в августе 1940г. Несмотря на это лётчики отлично владели техникой пилотирования, водили машины в сложных метеорологических условиях днём и ночью, некоторые из них имели опыт боёв в Финляндии, на Хасане и Халхин-Голе.

Первый воздушный бой состоялся в пятом часу утра севернее Гродно:

пятерка истребителей, возглавляемая замполитом 1-й эскадрильи старшим политруком А. С. Даниловым. Севернее Гродно на высоте полутора тысяч метров летчики увидели на встречном курс три двухмоторных бомбардировщика и пошли в лобовую атаку. Два гитлеровца, не выдержав натиска, со снижением стали уходить обратно, но ведущий “юнкерс” продолжал полет. С третьей атаки А. С. Данилов уничтожил его, а удиравшие самолеты сбили командиры звеньев С. С. Дерюгин и И. Ф. Дружков со своими напарниками летчиками С. А. Гариным и К. М. Трещевым.

ПРОСКУРИН А.П. заместитель командира по политчасти 127 истребительного авиационного полка. "БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ 127 – ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ПОЛКА В РАЙОНЕ ГРОДНО".

Говоря о том, что наши истребители догнали два Юнкерса, в самый раз указать на тот факт, что 127иап был укомплектован самолётами И-153 (“Чайка”).

Проведенный бой показал, что и на “Чайках” можно эффективно драться с немецкими самолетами. Вернувшиеся с заданий, лейтенанты Р. И. Варакин, С. Я. Жуковский, старший политрук А. А. Артемов доложили также о новых победах. Хотя в воздушном бою Р. И. Варакин получил тяжелое ранение, он сумел приземлиться на своем аэродроме

Вот ещё описание боя:

Вскоре высокое мастерство вновь показал летчик старший политрук А. С. Данилов. Возглавляемая им восьмерка истребителей рассеяла группу вражеских самолетов над Гродно, а западнее города Данилов сбил самолет, второй за утро, который упал на окраине деревни Крапивно. Возвращаясь в зону патрулирования, летчики увидели, что более 40 фашистских самолетов готовятся штурмовать аэродром Черлена, на котором базировался 1б-й скоростной бомбардировочный полк. С востока к вражеским бомбардировщикам стремительно приближались в боевом строю советские истребители — две эскадрильи 127-го авиационного полка.

Здесь видимо, опечатка и речь идёт про эскадрильи 122иап.

Поднятые в 10 час. 10 мин. по тревоге, они сходу врезались во вражескую группу и завязали бой. В воздушном пространстве, примерно от поселка Лунно до Гродно, схватка продолжалась свыше 30 мин. С обеих сторон участвовало до 70 самолетов. У противника было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские авиаторы сбили 4 самолета, но и сами потеряли 5 истребителей

Как видим, началась война и полк работает.

Появились вражеские истребители. Бой обострился. Фашистский снаряд угодил в верхнее крыло “Чайки”, его осколками ранило летчика. Подбитый самолет каким-то чудом держался в воздухе. Один из вражеских истребителей пристроился к Данилову сбоку так близко, что было видно лицо пилота. Комиссар эскадрильи резко бросил И-153 в сторону и винтом таранил правое крыло МЕ-110, который после удара начал стремительно падать. “Чайка” на какое-то время потеряла управление, но на высоте 100 м истекающий кровью Данилов вывел машину в горизонтальный полет,: а затем с убранным шасси пошел на посадку. В бессознательном состоянии летчика подобрали колхозники и оказали первую помощь. В медсанбате 3-й армии его “познакомили” с немецким майором, который успел выпрыгнуть с парашютом из тараненного самолета. Гитлеровец имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для фашиста последним. Воздушный таран А. С. Данилова — один из первых в Великой Отечественной войне

Паники и разгрома нет:

В сложившейся обстановке командование полка стремилось обеспечить своевременную подготовку самолетов к повторным боевым вылетам, бесперебойное поступление горючего и особенно боеприпасов, потребность в которых резко возросла. Возникло много и других вопросов, которые надо было быстро решать. И они решались.

До позднего вечера летчики 127-го истребительного авиационного полка сражались с фашистскими захватчиками, не жалея сил и жизни. В неравных воздушных схватках пали смертью героев лейтенанты А. В. Грибакин, И. Г. Марков, А. Д. Петькун, А. И. Пачин, М. Д. Разумцев, М. С. Филиппов и младший лейтенант Н. В. Сушкин

Несмотря на тяжесть боев, летчики буквально рвались в воздух. Командир эскадрильи И. Н. Дроздов совершил пять боевых вылетов и сбил два самолета, девять раз поднимался в воздух старший политрук А. А. Артемов и уничтожил три вражеские машины. Противник в течение почти всего дня искал, но не мог обнаружить наш аэродром. Командование полка придало большое значение маскировке. Рано утром после тревоги техники и механики рассредоточили материальную часть и оборудовали стоянки самолетов на опушке большого леса. Этими работами руководил коммунист инженер-капитан В. С. Кубарев. Летчики получили приказание применять тактические приемы маскировки аэродрома. Возвращаясь с заданий, они подходили к базе на бреющем полете. После посадки самолеты сразу же укрывались. При взлете требуемая высота набиралась не сразу, а после ухода на малой высоте из района аэродрома. Только после 19 часов противник обнаружил аэродром, и вскоре около 30 бомбардировщиков Ю-87 в сопровождении истребителей МЕ-109 прилетели на его штурмовку. Завязался воздушный бой. Несмотря на явное преимущество, противнику все же не удалось уничтожить “Чайки” на земле

Пять и Десять боевых вылетов в день - это что-то!!!

Успешные боевые действия 127-го истребительного авиационного полка в первый день войны явились результатом высокой боевой и политической подготовки, проводимой в предвоенные годы. Воспитанные Коммунистической партией, летчики проявили в бою высокое мастерство и смело вступили в бой с большими силами противника. Учитывая превосходство немецких истребителей в вооружении и скорости, они стремились атаковать гитлеровцев на встречных курсах

0

12

122иап

В этом полку сирена тревоги прозвучала как и везде, в 2-2.30 ночи. Но есть различие. Вспоминает Долгушин:

Под непонятный гул, доносившийся от проходившей в 17 километрах границы, летчики с немногочисленным техперсоналом торопились поставить на самолеты вооружение: как нарочно, оно было снято во всем полку по приказу командующего Белорусским военным округом Д.Г.Павлова, накануне приезжавшего на аэродром "Новый Двор" вместе с командующим ВВС округа генералом-майором И.И.Копцом.

С какой целью Павлов и Копец прилетали именно в 122иап и приказали разоружить полк - тайна сия велика есть... 
В результате лётчики стали помогать механикам ставить оружие обратно.
Кстати говоря, из показаний Павлова следует, что в 2 часа ночи

Копец и его заместитель Таюрский доложили мне, что авиация приведена в боевую готовность полностью и рассредоточена на аэродромах в соответствии с приказом наркома обороны

Снова Долгушин - про И-16 122-го иап:

Буквально все они были новыми машинами и причем у каждого летчика:
72 самолета – 72 летчика в полку. У всех своя машина, поэтому и налет в часах у всех был большой и лётная подготовка пилотов была сильной.
Ведь И-16, когда им овладеешь - машина хорошая была: догонял он и «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111», и «Юнкерс-87» конечно - все расстреливал. Драться конечно было сложнее с («Мессершмиттами» – В.Б.) 109-ми и 110-ми, но всё равно, за счет маневренности..
(вполне можно было тягаться и с ними – В.Б.). И если бы 23-го (июня – В.Б.) полк не «потерял» всю материальную часть – мы бы дрались на этих машинах – до самой Москвы! А вот 23-го, когда уничтожили полки…
1-й гвардейский истребительный полк, который под Москвой получил (это почетное название – В.Б.), Юдаков им командовал - «дрался» на

(таких устаревших истребителях, как – В.Б.) И-15, И-153 и на И-16. И (летая на них – В.Б.) и сбивали (СЛ-ты противника – В.Б.) и штурмовали, а под Москвой – так подняли (в воздух такой «антиквариат» как – В.Б.) и И-5. На И-16 и И-5 стояли «22-е» моторы, работающие на «касторке» (касторном масле – В.Б.) – так что у детишек всю касторку отняли. Вот так и дрались на них, а на И-16 с новыми моторами: «62-ми» и «63-ми»… «63-й» мотор - 1150 л.с. – машина по 500 км/ч давала скорость. Так что 22-го числа мы еще воевали и могли воевать. И только 23-го мы оказались с пустыми баками

Пока вооружали самолёты и пробовали моторы, на аэродром был произведён налёт: 8 Ме-109 приступили к штурмовке, но машины 122го полка были уже разрулены и рассредоточены.

Вскоре самолеты были готовы, и, когда  в 4.20 над аэродромом появились (немецкие истребители) Me 109 (это был уже второй налет), Сергей услышал: "Долгушин со звеном - в воздух!". Один И-16 уже горел. Летчик начал разбег, но плохо прогретый мотор его самолета не тянул, поэтому в конце полосы пришлось развернуться и взлетать в противоположном направлении. Здесь-то, без скорости, с еще неубранными шасси, его атаковали "мессера" и стали расстреливать как на полигоне. Самолет получил 16 пробоин, но не был сбит, и Сергей Долгушин начал свой первый бой. Он оказался одним из немногих, кому удалось подняться в воздух.

Как видно, полк был поднят за два часа ДО появления первых массеров. Поднятый по тревоге л/с успел рассредоточить самолёты, вооружить их. Результат первого немецкого налёта: 2 самолёта сгорели, 2 человека тяжело ранены, 6 человек - легко.

В этот первый день войны задания сменяли одно другое:
- прикрыть мосты (автомобильный, называемый теперь "Старым" и железнодорожный через реку Неман) в Гродно,
- сходить на разведку к границе,
Почти каждый раз пришлось вести бой, и первый самолет (Юнкерс) был сбит Долгушиным 22 июня 1941 года (над вышеупомянутыми мостами).

Различия со 127-м иап продолжаются: если там командование стремилось обеспечить своевременную под-ку самолётов к повторным боевым вылетам, то командир 122-го иап принял решение перелететь в тыл:

Прилетали в Черлену, где стояли на вооружении истребители И-153 "Чайка", вооруженные пулеметами ШКАС, а у нас эскадрилья кроме пулеметов была вооружена пушками ШВАК (в результате чего пушки перезарядить там было нечем и некому, т.к. свои немногочисленные ) техники добирались с Нового Двора своим ходом и к тому времени были еще в пути. Местные техники чем могли помогали нам, но в основном летчики сами все делали - и машины заправляли пулеметы перезаряжали и  двигатели вручную сами запускали. К концу дня было сделано 6-7 вылетов

С Нового двора Долгушин летал по его словам "почти что последним":

Прилетел в Черлены, а там оказалось, что немцы взлетно-посадочную полосу разбомбили. Я прошел над КП (командным пунктом) - мне показали: "В г. Лиду". 
Затемно прилетел в Лиду: взлетное поле перекопано - там строили бетонную полосу, в связи с чем осталась узкая полоса, на которую и днем-то сесть было особо не где, а тут еще и ночью многим летчикам впервые в жизни пришлось садиться, включая меня самого. Так вот уровень подготовки пилотов был такой, что ни один не разбился.
Cел, встретил командира дивизии, доложил ему, а в воздухе уже наших самолетов 12 собралось - не могли сесть, пока не заделали воронки.

На аэродроме скопилось больше ста машин: И-16 из 122-го иап и И-153 из 127 иап.

Такая вот история с двумя полками одной дивизии...

0

13

16бап

46 экипажей, 24 СБ, 37 Пе-2.
Этот полк был разгромлен в первые часы войны, без боя. В 9.50 на аэродром Черлены был совершён налёт, отчего, по докладу политотдела 11 сад,

Самолёты СБ полка горят. Подробности и потери неизвестны.

а из донесения командующего ВВС 3й армии командующему ВВС фронта, сообщается:

В 4.00 22.06.41г. противник атаковал одновременно наши аэродромы. Выведен из строя целиком 16-й полк бомбардировщиков

Правда, затем на борьбу с десантами "до 1000 человек с танками" высылается полк истребителей (?), а бомбардировочные полки 11 сад и 9 сад наносят массированные удары по немецким войскам...  Вот что сообщает про этот полк маршал Скрипко:

Немецкие бомбардировщики, сопровождаемые истребителями, численностью от 10 до 30 самолетов неоднократно подвергали налетам все шесть аэродромов 11-й смешанной авиадивизии. Над ними не прекращались упорные бои. В результате летчики 122-го и 127-го истребительных авиаполков за первый день войны в воздушных боях сбили 35 фашистских самолетов, в том числе: истребителей Ме-109 -17, двухмоторных истребителей-бомбардировщиков Ме-110-11 и бомбардировщиков Ю-88-7.{6}

Командир эскадрильи 127-го истребительного авиаполка лейтенант С. Я. Жуковский, впоследствии генерал, в течение дня 22 июня 1941 года девять раз поднимался на перехват фашистских самолетов и провел столько же напряженных воздушных боев. Делясь воспоминаниями о первом дне войны, он рассказывал, что порой и дух перевести некогда было. Рубашка на нем была мокрая — хоть выжимай, сквозь комбинезон проступал соленый пот. Комэск лейтенант С. Я. Жуковский в течение 22 июня сбил 4 самолета врага{7}.

От командира эскадрильи не отставал в боевой работе и его заместитель по политической части старший политрук А. А. Артемов. Он тоже совершил 9 боевых вылетов и сбил в воздушных боях 3 фашистских самолета.

Заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук А. С. Данилов вступил в бой с 9 самолетами [69] Ме-110, сбил два из них. Расстреляв все патроны, дерзко и решительно он пошел на таран...

Непосредственно про 16 бап:

Когда к аэродрому, где и базировался 16-й скоростной бомбардировочный авиаполк, приблизились фашистские самолеты, командир эскадрильи капитан Л. С. Протасов немедленно взлетел на своем бомбардировщике и неожиданно для гитлеровцев врезался в головное звено истребителей Ме-110. Воспользовавшись замешательством, разбив их строй, капитан Протасов пулеметным огнем сбил один "мессер". А расстреляв все патроны, героический экипаж таранил своей машиной второй самолет гитлеровца и погиб.

Защищая товарищей по оружию, заместитель командира 122-го истребительного авиаполка капитан В.М. Уханев один атаковал шестерку Ме-110, приближавшихся к аэродрому 16-го скоростного бомбардировочного авиаполка. На истребителе, вооруженном двумя легкими скорострельными пулеметами ШКАС, внезапной атакой он сбил вражеский Ме-110 и расстроил группу фашистских самолетов, сбросивших бомбы неприцельно.

Конечно, командуя 3м дбак и находясь в р-не Смоленска, Скрипко не был свидетелем этих боёв, но и сбрасывать со счёта его воспоминания не следует.
Д. Б. Хазанов сообщает, что аэродром 16 бап немцы бомбили безнаказанно, потери: 9 человек погибли в воздухе, на земле - 6, и ранено 15 человек. Интересную информацию даёт Богданов Н.Г. ("В небе — гвардейский Гатчинский"):

В один из последних дней июня одна группа самолетов полка нанесла мощный бомбовый удар по танковым частям фашистских войск в районе Гродно. Одновременно вторая группа, в которую входил и мой экипаж, бомбила аэродром в Гродно, захваченный немцами вместе с нашей техникой. Было тяжело бомбить стоящие вокруг летного поля свои самолеты, особенно СБ (скоростные двухмоторные бомбардировщики конструкции А. А. Архангельского, использовавшиеся в Аэрофлоте под наименованием ПС-40). Они дороги нам, так как на них мы летали до войны на почтовых трассах. Это были очень легкие, маневренные и надежные машины

Такая вот грустная история...

Итог: 127 иап понёс 22 июня самые большие потери - 7 лётчиков, порядка 10-15 самолётов. Около 5-6 самолётов потерял 122 иап. Самолёты 16 бап, как надо понимать, были брошены и при отступлении достались немцам.

0

14

9 САД
По результатам довоенных инспекционных проверок - одна из лучших дивизий, получившая среди всех дивизий ВВС новейших самолётов МиГ: 37 МиГ-1 и 196 (по другим данным - 200) МиГ-3.
Командир - геннерал-майор Черных, Герой Советского Союза, ветеран испанской войны.
Четыре истребительных полка 9сад почти полностью укомплектованы мигами, при этом самолёты "старых типов", т.е. известные и освоенные лётчиками, из полков ещё не убрали. Аэродромы 9сад: 4 основных - Белосток, Бельск (40км от границы), Заблудово, Рось (170км от границы), - и 21 оперативный.
Восстановить реальную картину событий почти невозможно: 9сад просто исчезла... Её архивы не сохранились, её командир был арестован 8 июля и расстрелян 16 октября 1941г.
124иап
МиГ-3 - 70 , И-16 - 29.
Около 4.00 утра в районе города Замбрув успеха добился заместитель командира полка к-н Круглов. В том же бою Дмитрий Кокорев в 4 часа 15 минут утра таранил вражеский самолет, который он опознал как Do 215, после чего благополучно посадил поврежденный МиГ-3 (в действительности, Кокорев сбил у Замбрува Bf110 зав. № 3767 из II/SKG 210). Возможно, это был первый таран в ВОВ. У Кокорева отказали пулемёты.
126иап
Аэродром Долубово в 18 км от границы, истребители МиГ-3 и И-16.
В 8.15 утра пятью километрами севернее аэродрома на высоте 800 м появились 23 Ju-88. В бой вступила девятка МиГов под командованием замкомэска 4-й эскадрильи л-та Г.Алаева. Два "юнкерса" тут же были сбиты, остальные вышли из боя. Победы одержали Г.Алаев и В.Ушаков, который подбил, помимо того, еще один бомбардировщик. Наши пилоты потерь не имели. Через несколько минут курсом на аэродром вышла группа из 10 Bf-109 и 9 Bf-110 (по иным данным 9 и 10 соответственно). "Сто десятые" начали штурмовку, а Bf-109 связали боем прикрывавшие аэродром МиГи. Немецкие потери составили два "сто девятых", один из которых тараном уничтожил мл. л-т Панфилов (его вторая победа за день), другой Bf-109 у самой земли сбил Г.Алаев, но при этом сам погиб, столкнувшись с землей. Панфилов сумел покинуть горящую машину и спасся на парашюте. Не вернулся из вылета и В.Ушаков. Еще одним пилотом 126-го полка, одержавшим победу, стал А.Журавлев - он сбил Ju-88. Всего же в то утро 126-й полк одержал более 6 побед.
129иап
Базировался в 12км от границы у Тарново. И-153 и МиГ-3.
Отмечены три (по другим данным — четыре) победы, одержанные за 22 июня (примерно такую же результативность продемонстрировали три другие истребительные части 9-й авиадивизии).
Военком 129-го иап В.П.Рулин:

Мы были свидетелями почти ежедневных нарушений воздушных границ гитлеровскими самолетами. При перехвате нашими истребителями они не выполняли установленные команды и сигналы, вели себя нагло» [4].

Все это говорило о приближении важных событий. Комдив и командующий ВВС округа неоднократно прилетали в полк, обсуждали в штабах дальнейшие действия, беседовали с летчиками. Они подтверждали то, что наблюдали сами генералы при облете границы: по дорогам Польши интенсивно двигались танки, автомашины, другая военная техника, поднимая облака пыли

Тут в самый раз сделать паузу и обратить внимание на тот факт, что наши генералы лично летали над территорией Польши, наблюдая её очевидно, без риска быть сбитыми немцами.

Подготовка врага не являлась большим секретом для тех, кто служил в западных приграничных округах... Но чтобы война началась так скоро и столь вероломно - никто не ожидал.

Тем не менее, появление ранним утром вражеских самолетов не застало врасплох 129-й иап. С рассветом одна эскадрилья (12 МиГ-3 и 18 И-153) была поднята в воздух, а в 4.05 в ходе боя с дюжиной Bf 109 старший политрук А.М.Соколов, пилотировавший МиГ, одержал первую победу. Так же удачно удалось отбить налет на аэродром Тарново группы из 18 Не 111 — немцам не удалось прицельно сбросить бомбы. Но противник продолжал настойчиво атаковать, используя мелкие осколочные авиабомбы. Небольшие группы «юнкерсов» и «мессершмиттов» с 4.30 до 10.00 уничтожили на земле 27 МиГ-3, 11 «Чаек», 8 учебных машин и сделали летное поле непригодным для взлета и посадки.

В отсутствие связи с вышестоящими инстанциями командир полка капитан Ю.М.Беркаль, незадолго до вторжения вступивший в должность, принял решение перевести исправную авиатехнику в Кватеры, затем в Заблудово и Добженевку. Всего за 22 и 23 июня 129-й иап совершил 125 самолето-вылетов (более половины из них — на МиГах), связанных с прикрытием границы, своих аэродромов и перебазированием.
Всего 22 июня 129иап сбил 6 самолётов пр-ка и потерял два своих. При этом было израсходовано 15000 патронов калибра 12,7мм и 36000 патронов калибра 7,62мм - без рекламаций.
Выводы:
1. наладить работу синхронизатора на МиГ-3 - при желании - можно.
2. боекомплект мига 300 патронов к УБС и 750 к двум ШКАСам, следовательно полк провёл не менее 50 боевых вылетов.
3. Уровень потерь в свою очеередь говорит о высокой лётной под-ке лётчиков полка, а также о степени освоенности новых машин. А также о качестве Мига.

В документах 129-го иап по состоянию на утро 22 июня числились 50 МиГ-3, а в материалах вышестоящих инстанций приведены данные о передаче полку 61 машины данного типа. Аналогичные разночтения иногда встречались в отношении других частей, которые вели бои на других фронтах. Это можно объяснить тем, что «на местах» учитывались не отправленные в полки новые самолеты, а реально собранные и облетанные.

41иап
К вечеру 23 июня в этом полку уцелело девять МиГ-3, но на следующий день погибли и они. По устному распоряжению командующего ВВС генерала П.Ф.Жигарева вечером 27 июня в часть прислали 12 новеньких МиГов. Поскольку управление 9-й сад к тому времени расфор­мировали, то 41-й иап продолжил борьбу с врагом в составе 43-й иад. При обороне Могилева от воздушных налетов особенно отличились старшие лейтенанты П.И.Забелин, Д.Г.Коробченко, А.А.Липилин, П.АТихомиров и И.Д.Чулков, сражавшиеся на новых истребителях.

Относительно успешные итоги боевого применения МиГ-3 в первые дни войны отметили многие советские военачальники. Так, 30 июня представители Ставки Главного командования маршалы К.Е.Ворошилов и Б.М.Шапошников телеграфировали в Совет Народных комиссаров СССР:

Нужна и в возможно большем количестве бомбардировочная, штурмовая и истребительная авиация, которая, к слову сказать, не хуже, а лучше немецкой... МиГов только 11 и они целый день в работе, они являются грозным оружием для немцев. Сегодня, 29 июня, два наших МиГа при встрече сразу сбили трех «мессершмиттов»

Как известно, командующего Западным фронтом генерала Д.Г.Павлова арестовали и судили, обвинив в разгроме объединения. На допросе 7 июля он сообщил о рассредоточении авиации и приведении ее в полную боевую готовность в ночь на 22 июня, ссылаясь на доклады командующего ВВС округа и его заместителя. По словам Павлова, основная причина огромных потерь в самолетах состояла в том, что немцы нанесли первый удар затемно, а у нас не хватало летчиков, готовых действовать в таких условиях. Из документов же вырисовывается немного иная картина: в некоторых частях все же успели начать подготовку ночников (так, в 126-м иап успели подготовить четыре экипажа к ночным боям на МиГ-3), но и в люфтваффе насчитывалось не столь много экипажей, готовых воевать ночью. Абсолютное большинство потерь авиация Западного фронта понесла в светлое время суток.

0

15

13 бап
Также входил в состав 9сад:51 СБ/Ар-2 и 8 Пе-2.
Этот полк одним из первых в ВВС РККА освоил бомбометание с пикирования.

Всего за два месяца приехавшие изучили новый для них самолет — пикирующий бомбардировщик Ар-2 и были введены в боевой состав

П. И. Цупко.
13 бап базировался в авиагородке Россь под Белостоком. С марта 1941 года в Росси начали строить ВПШ — взлетно-посадочную полосу с твердым покрытием, и авиаполк был переброшен в лагерь на полевой аэродром близ села Борисовщизна, там приведен в повышенную боевую готовность:

с рассвета до темпа эскадрильи замаскированных самолетов с подвешенными бомбами и вооружением, с экипажами стояли наготове. Это было очень утомительно. Дежурства отрывали от плановой учебно-боевой подготовки, так необходимой нам, молодым, но иного выхода не было.

В полку было пять эскадрилий по двенадцать экипажей в каждой. Дежурили обычно три из них, остальные учились, летали. Через сутки эскадрильи сменялись.

К весне 1941 года мы владели таким методом бомбометания достаточно уверенно.

Наличие в полку восьми машин Пе-2 объясняется тем, что командование планировало переобучение лётчиков. Работали напряжённо:

...На воскресенье 22 июня в 13-м авиаполку объявили выходной. Все обрадовались: три месяца не отдыхали!

Однако буквально накануне войны по приказу свыше полк проводил 200-часовые регламентные работы, т.е. фактически был небоеготов.
Командование авиаполка, многие летчики и техники уехали к семьям в Россь, а оставшиеся в лагере с наступлением темноты отправились на площадку импровизированного клуба смотреть новый звуковой художественный фильм «Музыкальная история». Весь авиагарнизон остался на попечении внутренней службы, которую возглавил дежурный по лагерному сбору младший лейтенант Усенко.
Зенитных средств прикрытия аэродром не имел: накануне зенитная батарея была снята с позиции и уехала на учения... тем не менее потери полка составили двое убитыми, шестеро ранеными, сгорели два самолета - СБ и У-2.
Несмотря на проводившиеся регламентные работы, полк быстро собрался после бомбёжки и был готов к вылету. Связь со штабом 9сад и с соседями отсутствовала: провода переркезаны, на радиозапросы ответов не было.
Что произошло дальше, непонятно. Цупко сообщает следующее: экипаж Усенко был выпущен на разведку, после чего совершил посадку на аэродром в Белостоке. При этом оказалось, что Белосток не только занят немцами, но сюда уже перебазировались

шесть трехмоторных транспортных самолетов Ю-52, еще дальше — до десятка Ме-110.

Это 22 июня, ориентировочно около полудня... Немецкая пехота, как известно, заняла Белосток только на пятый день войны...

Сам Цупко в это время был в Москве - на переучивании инструкторов, как говорилсь выше, на Пе-2. О событиях 22 июня он рассказывает со слов Усенко.

В начале июля в Москве неожиданно появились почти все летчики нашею авиаполка

Усенко:

Где наши самолеты? Та нэма их бильш! Нимци [11] разбомбили на аэродроме в Борисовщизне. Как сюда добрались? Где ехали на автомашинах, а где топали на своих двоих. Сначала пошли в Бобруйск, сказали, там нас ждут самолеты. Но немцы опередили, захватили Бобруйск раньше, чем мы туда добрели. Пришлось поворачивать на Могилев, потом на Смоленск. Там сели на попутный товарняк до Москвы...

Результат боёв 9сад в первый день войны можно подытожить следующим образом: истребительные полки потеряли не более 10 самолётов. 13бап - один СБ.

Официально потери 9сад в первый день войны составили 347 самолётов. Приходиться согласиться с тем, что все они потеряны на земле.

0

16

10 сад
123иап - 71 лётчик, 61 И-153;
33иап - 70 лётчиков, 44 И-16;
39бап - 49 экипажей, 43 СБ и 9 Пе-2;
74шап - 70 лётчиков, 62 И-15бис и 8 Ил-2.
Командир дивизии - полковник Н. Г. Белов.
Базирование: Кобрин-Пружаны-Пинск.

В 16 часов 21 июня командир 10-й САД получил новую шифровку из штаба округа: приказ 20 июня о приведении частей в полную боевую готовность и запрещении отпусков отменить.
Район базирования 10-й САД оказался прямо на острие главного удара самой мощной группировки вермахта - 2-й танковой группы под командованием Гудериана. Здесь же действовала самая крупная по численности (121 исправный "Мессершмитт"), да и самая боеспособная по числу многоопытных асов-истребителей эскадра JG-51, полностью перевооруженная на "мессеры" последней модификации Bf-109F. Кроме того, в полосе Брест - Кобрин вела боевые действия и истребительная группа I/JG-53, также вооруженная Bf-109F. Казалось бы, противостоять им на "Чайках" и "ишаках" было почти невозможно. Более того, район Бреста оказался той единственной точкой на карте огромного советско-германского фронта, где истребители люфтваффе имели значительное численное превосходство (по состоянию на 1 июня в 10-й САД было только 90 исправных истребителей).
Результат б/д за 22 июня: летчики эскадры JG-51 доложили всего лишь о 12 сбитых советских истребителях. На 5 сбитых истребителей (четыре "Чайки" и один И-16) претендуют пилоты I/JG-53. В то же время в журнале потерь люфтваффе за 22 июня 1941 г. 8 упоминаний об истребителях эскадры JG-51, сбитых или поврежденных в районе Бреста: два "Мессершмитта" уничтожены полностью (100%), три получили серьезные повреждения (60, 70 и 80%), три получили повреждения, исправимые в полевых условиях (20, 40, 40%). Сравнивая эти две цифры - 12 и 8, не надо забывать о том, что мы имеем дело с принципиально различными величинами: с одной стороны - число заявленных побед, с другой - признанных самим противником потерь. Например Белов в своих воспоминаниях утверждает, что истребители его дивизии сбили в первый день войны 30 немецких самолетов (всех типов, не только "мессеров" из эскадры JG-51).

С какой стати доклады немецких летчиков должны считаться более достоверными?

Главной "добычей" немецких истребителей стали советские бомбардировщики из состава бомбардировочных полков 13-й БАД и 3-го ДБАК, которые на протяжении всего дня атаковали переправы на Буге и немецкие аэродромы в районе Седльце и Бяла-Подляска. В результате практически полной потери управляемости, как в масштабе ВВС Западного фронта, так и внутри самих авиадивизий, истребители (в лучшем случае) защищали собственные аэродромы, а бомбардировщики летали на задания безо всякого прикрытия. Такая "тактика" не могла не привести к огромным потерям - никакие фронтовые бомбардировщики того времени, ни немецкие "Дорнье" и "Юнкерсы", ни советские СБ и ДБ не имели оборонительного вооружения, достаточного для эффективной самозащиты. В первый день войны летчики эскадры JG-51 заявили о 57 сбитых бомбардировщиках, о 16 сбитых бомбардировщиках доложили пилоты истребительной группы I/JG-53, В частности, примерно в 9.30 утра возле моста через Буг около деревни Мельник по докладам истребителей из JG-51 было сбиты 16 самолетов СБ. Указать принадлежность этих самолетов к какой-либо авиационной части немцы, разумеется, не могли.
О бомбардировке аэродрома 39 бап сообщает Белов:

О бомбардировке аэродрома 39 бап сообщает Белов:

А вот Сандалов:

Около 10 часов утра, последующими ударами, немецкая авиация разгромила и бомбардировочный полк 10-й САД на аэродроме в Пинске, уничтожив почти все самолеты, в том числе и новые бомбардировщики Пе-2, которые не были даже заправлены горючим.
В полку осталось только 10 самолетов СБ...

Итак, командир дивизии пишет, что самое позднее в 9 часов утра полк уже перебазировался из Пинска на "другой аэродром". Начштаба армии заявляет, что в 10 утра как раз и произошло уничтожение почти всех самолетов 39-го БАП на аэродроме в Пинске. Белов утверждает, что не позднее 3 часов утра 22 июня в 39-м БАП получили сигнал боевой тревоги. Сандалов же объясняет потерю самолетов на аэродроме тем, что даже новейшие Пе-2 не были заправлены топливом. Это между прочим, через 8 часов после объявления боевой тревоги...

Противник претендует только на 17 (из общего числа 105, не считая 20 Як-1) сбитых истребителей - это за весь день 22 июня. А в Оперативной сводке штаба 4-й армии от 24 июня, подписанной полковником Л.М. Сандаловым сказано следующее:

10-я смешанная авиационная дивизия 22.6.41 г. понесла громадные потери (почти целиком уничтожены оба истребительные и штурмовой авиационные полки) в первой половине дня и участия в боевых действиях не принимала

В воздухе сбито не более 17 истребителей (скорее всего - еще меньше). Бомбардировщиков сбито - 0. Может быть, и не ноль, а 16. Кроме того, о восьми сбитых советских самолетах неизвестного типа и принадлежности заявили экипажи Me-110 из группы I/SKG-210. Если бы эти доклады соответствовали действительности, то число советских самолетов, уничтоженных в воздухе, соответствовало трем-четырем десяткам. С учетом же обычного 2-3-кратного завышения числа побед в воздушных боях, можно предположить, что 10-я САД потеряла в воздушных боях первого дня войны никак не более 15-20 боевых самолетов. В любом случае до числа 180 еще очень и очень далеко. Методом исключения приходим к тому, что по меньшей мере полторы сотни самолетов были потеряны на земле.

0

17

74шап
Полк имел 15 И-15 и 2 Ил-2. Все они были уничтожены в первые минуты войны. Десятка "мессершмиттов" появилась в 4 часа 15 мин. Отсутствие ПВО позволило ей действовать как на полигоне... Во второй половине дня уцелевший личный состав эвакуировался на восток.
Так сообщает о гибели полка полковник Н. Г. Белов, командир 10сад.
Проблема в том, что И-15 в полку было не 15, а 62, а Ил-2 если и были потеряны в кол-ве двух машин, то непонятно, куда делись шесть уцелевших. Понятно только, что л/с полка эвакуировался на восток уже во второй половине дня 22 июня.
33иап

Одновременно с артиллерийской подготовкой немецкая авиация произвела ряд массированных ударов по аэродромам 10-й смешанной авиационной дивизии. В результате этих ударов были сожжены почти все самолеты штурмового авиационного полка в районе Высокое и 75% материальной части истребительного авиационного полка на аэродроме в Пружаны вместе со всем аэродромным оборудованием

Сандалов.
А вот что сообщает про этот полк Белов:

В районе Пружан, 70-ю километрами северо- восточнее Бреста.базировался 33-й истребительный авиаполк (ИАП), начавший боевые действия в 3.30 утра, когда над Брестом звено л-та Мочалова сбило немецкий самолет. Вскоре на аэродром полка налетело около 20 He-111 под прикрытием небольшой группы Bf-109. В это время там находилась только одна эскадрилья, которая взлетела и вступила в бой. Вскоре к ней присоединились остальные три эскадрильи, возвращавшиеся с патрулирования района Брест - Кобрин. В бою противник потерял 5 самолетов. Два Не-111 уничтожил л-т Гудимов. Последнюю победу он одержал в 5.20 утра, таранив немецкий бомбардировщик [1.3]. Еще дважды полк успешно перехватывал большие группы "хейнкелей" на дальних подступах к аэродрому. После очередного перехвата возвращавшиеся уже на последних литрах горючего И-16 полка были атакованы "мессершмиттами". Взлететь на помощь никто уже не смог. Аэродром почти час подвергался непрерывным штурмовкам [1.21]. К 10 часам утра в полку не осталось ни одного способного подняться в воздух самолета. Его боевые действия фактически окончились

Скрипко:

В боевой готовности встретил войну и 33-й истребительный авиаполк, базировавшийся в 75 километрах от государственной границы, в районе Пружан. Летчики авиачасти неоднократно перехватывали большие группы фашистских бомбардировщиков Хе-111 на дальних подступах к своему аэродрому, заставляя гитлеровцев сбрасывать бомбы неприцельно и спешно удаляться на свою территорию.

После одного из таких воздушных боев наши летчики вернулись на аэродром почти с пустыми топливными баками. У некоторых экипажей едва хватило горючего, чтобы зарулить на стоянки. В этот момент к аэродрому на малой высоте подошли, незамеченные постом ВНОС, 10 фашистских "мессеров". Они с ходу атаковали рулящие, заправлявшиеся топливом истребители, расстреливая их огнем из пушек, пулеметов. Противовоздушной обороны здесь не было, и нападение противника продолжалось более часа.

А вот что сообщают немцы:

в 21.20 четвёртый штаффель истребительной эскадры JG-51 в составе девяти Bf-109F под командованием обер-лейтенанта Э. Хохагена атаковали стоянки самолётов 33-го ИАП на аэродроме Пружаны, затем в 21.31 и 21.38 подошли ещё две группы "Мессершмиттов". По возвращении на базу немецкие лётчики доложили об уничтожении на земле 17 советских самолётов...

Итог: потеря 75% матчасти после первого удара на рассвете, полное уничтожение всех самолётов полка к 10 часам утра обернулись потерей 17 самолётов к 10 часам вечера, когда на аэродроме остались одни самолёты, без убывших оттуда во второй половине дня лётчиков.

0

18

Итоги по ЗФ
Истребительные полки трёх дивизий первого эшелона ЗФ - 10, 9, 11 САДы потеряли в воздушных боях около 30-40 самолётов.
2й Воздушный флот потерял 14 одномоторных истребителей плюс ещё восемь повреждены. Последняя цифра скорее всего занижена. (эскадра JG-53 потеряла безвозвратно три мессера, а повреждённых машин за ней не числится, хотя обычно на один сбитый должно приходиться 3-5 подбитых.)
Всего же 2й Воздушный флот потерял 22 июня 22 самолёта безвозвратно и 25 было повреждено.
Итого 47 машин.

Всего за 22 июня Люфтваффе заявило о сбитых в воздухе 322 советских самолётов. Если 2/3 от этого числа отнести на счёт 2ВФ, порядка 200-220 машин, да учесть обычное в таких случаях преувеличение, то можно принять порядка 70-100 сбитых машин нашего ЗФ. Наши потери боьлше, но с учётом эффекта первого удара, с учётом собранных немецких асов в составе 2ВФ, не смертельные.

Науменко (ком. ВВС ЗФ) даёт наши потери 22 июня на земле и в воздухе 538 самолётов. Главные потери наши ВВС понесли на земле, осталось разобраться с причинами.
Внезапность не проходит - ВВС были подняты по тревоге в 2-3 часа ночи 22 июня, командиры отчитались о том, что машины рассредоточены и замаскированы.
В основном налёты на наши аэродромы совершались группами по 4-12 самолётов, документы и свидетельства участников событий свидетельствуют о том, что в ходе боёв над аэродромами даже в полках ВВС ЗФ, т.е. там, где были сосредоточены самые мощные силы Люфтваффе, наши потери были единичными.
Что остаётся?
Наши лётчики встретили пр-ка в готовности, оказали ему сопротивление, но вследствие отступления от границы самолёты были просто брошены на аэродромах...

Вот пример ведения б/д 129 иап (9сад):

Заправив самолеты горючим и боеприпасами, в воздух поднялись двенадцать «мигов» во главе с заместителем командира эскадрильи по политчасти, старшим политруком Анатолием Соколовым.

Набирая высоту, ведущий группы увидел подходившие к аэродрому сначала шесть, а затем еще шесть немецких самолетов. Покачав с крыла на крыло, Соколов повел своих летчиков на врага. Но фашистские самолеты почему-то развернулись и стали удаляться на восток в направлении аэродрома соседнего 124-го истребительного авиаполка. На полном газу «миги» поспешили за вражескими бомбардировщиками. И тут же встретились с новой смешанной группой фашистских бомбардировщиков и истребителей. Она шла ниже наших истребителей, намерение ее было вполне определенное — фашисты держали курс на наш аэродром.

Группа Соколова со снижением, набирая скорость, понеслась навстречу «юнкерсам».

Сломав вражеский строй, открыли огонь. Тонкие, словно осы, «мессершмитты» вступились за Ю-88. С земли хорошо было слышно, как завывали на максимальных оборотах моторы, как резко вспарывали воздух скорострельные пушки и пулеметы. Бой был в разгаре. Если в самом начале ощущалась какая-то неслаженность, нечеткость, скованность молодых летчиков — чувствовал командир, что нервничают ребята, — то скоро летчики успокоились, пришли в себя. И сразу же появился трезвый расчет, уверенность в собственных силах. Тон задавал комиссар эскадрильи Анатолий Соколов. Он успевал повсюду: и помочь оказавшимся в беде товарищам, и отсечь огнем замыкающую пару Ме-109 и завязать с ними бой. Фашисты, видимо, поняли, что имеют дело с опытным летчиком. Наперебой стали яростно атаковать МиГ-3 комиссара со всех сторон. Но старший политрук не испугался их атак. Выбрав удобный момент, энергичным маневром после боевого разворота зашел в хвост Ме-109 и тут же дал очередь из бортового оружия. Через прицел он увидел, как свинцовые струи прошили «мессер». За вражеским истребителем потянулась полоса дыма, вспыхнуло пламя. Огненный хвост становился все длиннее. Самолет со свастикой как-то неловко перевернулся и, опустив нос, в клубах дыма и пламени отвесно пошел к земле, чуть не зацепив крылом свой бомбардировщик. [15] Первый сбитый самолет! Ох, как нужен он был сейчас. Тридцатилетний летчик, обстрелянный в боях с финнами, мог гордиться. Имел все основания на это.

В девятом часу утра, фашистские бомбардировщики Ю-88 появились без прикрытия своих истребителей. За что и поплатились. Смешанная группа «чаек» и «мигов» встретила их на подходе к аэродрому, смело атаковала. Немцам не позволили прицельно отбомбиться по нашему аэродрому. Совместными атаками было сбито два вражеских бомбардировщика.

А вот что было дальше:

Принято решение: вывести полк из-под удара. Будем перелетать на другой аэродром.

Необходимо выделить команду для уничтожения всего оставшегося — боекомплектов бомб, снарядов, патронов и горючего

Это при том, что

Всем хотелось поскорее сесть за штурвал боевой машины и бить, бить фашистов

Из штаба дивизии прибыл связной. Он передал командиру полка приказ: всем самолетам до наступления темноты перелететь на аэродром Кватеры, где стоял бомбардировочный полк.

Фашисты могут ворваться на аэродром. Если что... уничтожите самолеты. Сами с группой примкните к наземным войскам, обороняющим аэродром.

Подкралась ночь. Остался позади тяжелый, жаркий день. А к аэродрому Добженевка уже рвались немецкие танки и мотопехота

Это при том, что немецкая пехота заняла Белосток только 25 июня...

А на аэродроме Кватеры готовились к боевым вылетам... На аэродром слетелись все уцелевшие за день самолеты на Белостокском и Гродненском направлениях...

Пять «мигов» перегнали на аэродром Барановичи, тоже забитый самолетами....

Командир полка отдал приказ: оставшемуся личному составу собраться на аэродроме Балбасово

Это 550км к востоку от границы.

Третий день войны уносил с собой близких, друзей, товарищей. С этим невозможно было смириться, свыкнуться. Надо проявить выдержку и дисциплину, отойти в тыл и сберечь людей.

Всё правильно, а пехота пусть без воздушного прикрытия воюет...

Не теряя времени, решили двигаться днем

Ехали осторожно, с интервалами между машинами. Самолеты врага то одиночные, то парами, а то цепочкой заходили вдоль дороги, затем, снизившись до бреющего полета, жадно искали цели.

Немцы совсем обнаглели: в свой тыл не перебазируются, свои запасы вооружения и горючего не уничтожают, а нагло летают и ищут цели!

На другой день прибыли на аэродром Балбасово, где всего год тому назад формировался и получил путевку в жизнь наш полк.

Рассчитывали, что здесь дадут самолеты, но весь резерв был уже передан другим авиаполкам. Нас направили в Орел...

Ильин Н.Г., Рулин В.П.. "Гвардейцы в воздухе".

А вот цитата из книги Хазанова "МиГ-3":

Несмотря на потерю практически всей материальной части не в результате воздушных боёв, а на земле, убыль личного состава также оказалась ощутимой. Из 248 человек лётно-технического состава, находившихся в строю утром 22 июня, спустя неделю в Орёл прибыли для получения новых самолётов лишь 170 красноармейцев и командиров; при этом против большинства фамилий в списке потерь было указано - "отстал при перебазировании".

Вот из мемуаров Захарова "Я - истребитель":

Приземлившись, летчики 162-го полка увидели несколько бомбардировщиков Пе-2 и Су-2, несколько истребителей МиГ-1, МиГ-3 и даже истребители Як-1. Это были экипажи из разных авиационных полков и дивизий, которым в первые минуты войны удалось взлететь под бомбами.

Это 22 июня.

..Минск горел.

Полыхал аэродром, куда я намеревался приземлиться,— очевидно, немцы подожгли склады с горючим. На аэродроме вперемежку стояли самолеты разных систем, абсолютно незамаскированные, все было забито техникой

Это в 350км от линии фронта...
Скрипко:

В то тревожное военное утро 22 июня 1941 года на аэродромы наших авиачастей стали производить посадку одиночные истребители полков армейской авиации Западного фронта. После напряженных воздушных боев многие из них уже не могли сесть на свои поврежденные аэродромы, а некоторые сразу были перенацелены на запасные аэродромы, в том числе и на наши.

А ведь до аэродромов Скрипко (3дбак) в р-не Смолнска от границы лететь 600-700км...

0

19

Сандалов:

Командир 10-й смешанной авиационной дивизии со штабом и остатками авиационных полков, как уже указывалось выше, по разрешению штаба фронта перешел 22 июня в Пинск, а 24 июня в район Гомеля

Гомель - это 500км к востоку от Бреста. Немцы заняли его через два месяца после начала войны.

Командир 10-й смешанной авиационной дивизии, не имевшей к тому времени технической связи с Пинском, убыл со своим штабом в Пинск. В дальнейшем штаб армии со штабом авиационной дивизии связи не имел. Остатки этой дивизии совместных действий с войсками армии больше не вели.

ПВО тоже "выводится из-под удара":

Командующий Кобринским бригадным районом ПВО вместе с подчиненным ему 218-м дивизионом ПВО и остальными частями 23 июня перебазировался из Березы-Картузской в Пинск, а позднее в тыл.

И это вто время, когда люфтваффе свирепствует над полем боя.
Между прочим, 23 июня штаб 10сад успел уже "эвакуироваться" и из Пинска, во всяком случае, те кто не эвакуировался, а воевал, в Пинске штаб уже не обнаружили:

Штаб 10 сад эвакуировался не знаю куда. Сижу в Пинске, возглавляю группу истребителей сборных.

Вчера, 22.6.41 г., провели восемь воздушных боев, сбили 7 бомбардировщиков, 3 Ме-109 и 1 разведчик. Сам я участвовал в бою под Пинском, сбил 2, сам невредим. Сегодня группа сделала 3 боевых вылета, жду указаний, как быть дальше.

За ком. 123 иап к-н Савченко.
Правда, Сандалов пытался выяснить у командира 10сад Белова, почему тот решил эвакуироваться именно в Пинск:

— С переходом дивизии в Пинск всякая связь с вами будет потеряна, — заметил я. — А почему бы вам не перебазировать сохранившиеся самолеты в район Барановичей или Слуцка?

— В Барановичах аэродром разрушен, а в Слуцке подготовленного аэродрома н раньше не было, — возразил Белов. — Так что, кроме Пинска, деваться нам некуда.

Однако в Барановичах аэродром разрушен не был:

В шесть утра полк получил приказ, а к девяти часам уже приземлился в Барановичах. Задача ясная — прикрыть железнодорожный узел, город и войска.

После первых бомбардировочных ударов гитлеровцев аэродром в Барановичах почти не пострадал

Захаров Г.Н. "Я — истребитель".
Из дивизии Захарова 163иап на подступах к Минску сбил 21 немецкий самолёт - как видно, одни "эвакуируются", другие воюют. Для одних аэродром непригоден и они бросают МиГи, другие с этих аэродромов на И-16 и "Чайках" сбивают немцев, да ещё не теряя своих лётчиков...
Бегут не все, кто-то остаётся драться:

Под Могилевом в состав 43-й авиадивизии влились 41-й и 170-й истребительные полки. 41-м командовал майор Ершов, 170-м — майор Мищенко. Эти полки пробыли в составе дивизии всего семь — девять дней, но и за столь короткий срок летчики полков успели себя зарекомендовать как отличные воздушные бойцы. За неделю боев истребители майора Ершова сбили более двадцати самолетов противника! Летчики дрались без оглядки — так, словно каждый их бой был единственным.

На 23 июня в 11сад 72 самолёта, в 9сад 62 машины, в 10сад - 51. Мало. Но воевать есть на чём. Особенно ессли учесть, что 22 июня в ВВС ЗФ в Оршу прибыли ещё 99 МиГов для пополнения. И есть кому. Но на второй день войны эти три дивизии просто исчезли.
А к 9 июля ЗФ получил для восполнения потерь 452 новых самолёта.

0

20

Северо-Западный фронт
31 иап 8й сад начал перебазирование также вечером 22 июня. Н. И. Петров:

К вечеру поступила команда садиться в автомашины, самолеты, на которых нельзя лететь, если не ошибаюсь, сжечь. Когда тронулись, стало известно, что ехать до г. Риги, куда перелетят летчики на уцелевших самолетах, в основном управление полка и эскадрилий. Подъезжая к Риге, прошел слух, что Рига занята немцами. Все встречные, едущие от Риги, это подтверждают. А откуда знают, интересуемся, так же вот передали им, едущие встречным маршрутом. Поверили, развернулись и поехали по маршруту на Себеж. А Себеж находится на бывшей старой границе (почему поехали именно туда, не помню). Наверное, кто-то подсказал нашему старшему политруку Баймалуку. В этом направлении ехало много автотранспорта. И доехав до Себежа, направились в комендатуру, где комендант объяснил, что только что разговаривал с Ригой и там все нормально, никаких немцев там нет, немедленно направляйтесь туда. Мы так и сделали. Вот этот случай говорит о том, что противник в нашем тылу старался навести панику, дезорганизовать тыл, отсюда и настроение советских людей. Прибыв в Ригу, командование полка, десять человек летного состава

1 июня числилось 54 лётчика

командировало на аэродром Идрица

Наши техники собрали самолеты, мы облетали их, затем прибыл командир АП майор Путивко с шестью летчиками, чтобы перегнать самолеты на аэродром у Пскова

Мы перебазировались на аэродром Великие Луки, в двадцатых числах июля, сдали самолеты в группу Стефановского, убыли в Москву на формирование

Веселовский Б.В:

В расположении нашей эскадрильи откуда-то появился батя. Его приказ был краток: «Оставшемуся в живых личному составу полка индивидуально, кто как сможет, добираться в Ригу, в штаб округа».

Вдоль дороги двигались воинские машины, танки, артиллерийские орудия. Они торопились занять где-то оборону против оказавшихся в нашем тылу прорвавшихся немецких войск. Линии фронта не существовало. В штабах — полная неразбериха. Одни части двигались на запад, другие отходили на восток. Воздух то и дело оглашался ревом немецкой авиации, несущей смертоносный груз. Не было видно в небе наших самолетов. И мы, два летчика, двигались со всей этой массой в сторону Риги, оставив безнадежные попытки найти попутный транспорт.

Вскоре нас обогнала эмка и остановилась. Дверца открылась, и нас окликнул командир нашей дивизии полковник Гущин. Он расспросил нас о положении дел в полку. На наш вопрос, как дела в других четырех полках дивизии, ответил:

— Ничего, Веселовский, не знаем. Ни с кем нет связи. Вас с собой взять не можем. Видишь, машина набита битком

А откуда связи взяться, если на машине в тыл улепётывать?

Попутные машины проскакивали мимо. Остановить одну из них удалось лишь с помощью пистолетов

В штабе ВВС Прибалтийского округа мы оказались 26–27 июня. Там узнали, что прилетевшую 22 июня нашу семерку «мигов» рижские зенитчики приняли за вражескую, обстреляли и несколько машин сбили и повредили.

Кстати, о связи.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ФРОНТА НАЧАЛЬНИКУ УПРАВЛЕНИЯ СВЯЗИ КРАСНОЙ АРМИИ ОТ 26 ИЮЛЯ 1941 г. О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЙСК СВЯЗИ ФРОНТА В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВОЙНЫ:

Радиосвязь

1. Радиосвязь с первого дня войны работает почти без перебоев, но штабы неохотно и неумело в начале войны пользовались этим средством связи.
Перерыв проводной связи квалифицировался всеми как потеря связи.

ДОНЕСЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО СЕВЕРО-ЗАПАДНЫМ ФРОНТОМ ОТ 22 ИЮНЯ 1941 г. НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ОБОРОНЫ СССР ОБ ОБСТАНОВКЕ НА 22 ЧАСА 22 ИЮНЯ 1941 г.:

Проводная связь разбита противником, держу связь с армиями по радио

О потерях авиации за 22 июня:

Военно-воздушные силы, выполняя задачи, вели борьбу с авиацией противника и бомбили скопление танков и танковые колонны в районе Тильзит и на алитусском направлении.

Потери: 56 самолетов уничтожено, 32 – повреждено на аэродромах.

Сбито авиацией – 19 самолетов противника и 8 самолетов сбито зенитной артиллерией. Эти цифры уточняются

А 26 июня вдруг

Военно-воздушные силы фронта понесли тяжелые потерн [вследствие] малого количества аэродромов. Данное время эффективно поддерживать, прикрывать наземные войска и нападать на противника не способны.

Экипажей сохранено 75 %. Потери материальной части 80 %.

26 июня командующий ВВС СЗФ Ионов был арестован и позже расстрелян, правда, как участник "антисоветского заговора".
Насчёт жалоб о малом кол-ве аэродромов Берия отреагировал и доложил, что Ионов проводил вредительство в аэродромном строительстве. Вот ещё документ - "Донесение заместителя начальника 3-го Управления НКО СССР Ф.Я. Тутушкина И.В. Сталину о потерях ВВС Северо-Западного фронта в первые дни войны":

8 июля 1941 г.

Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину

Вследствие неготовности частей ВВС ПРИБОВО к военным действиям, нераспорядительности и бездеятельности некоторых командиров авиадивизий и полков, граничащих с преступными действиями, около 50 процентов самолетов было уничтожено противником при налетах на аэродромы...

Такие потери нашей авиации объясняются тем, что в течение нескольких часов после нападения вражеской авиации командование Округа запрещало вылетать и уничтожать противника. Части ВВС Округа вступили в бой поздно, когда значительная часть самолетов была уже уничтожена противником на земле...

В данное время авиачасти ВВС Северо-Западного фронта являются неспособными к активным боевым действиям, так как в своем составе имеют единицы боевых машин: 7-я авиадивизия - 21 самолет, 8-я авиадивизия - 20, 57-я авиадивизия - 12.

Экипажи, оставшиеся без материальной части, бездельничали и только сейчас направляются за матчастью, которая поступает крайне медленно...

Заместитель начальника 3-го Управления НКО Союза ССР Тутушкин

0


Вы здесь » Форум Свободы » Новейшая история » Авиация сторон 22 июня 1941 года>>