Форум Свободы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Свободы » Новейшая история » Авиация сторон 22 июня 1941 года>>


Авиация сторон 22 июня 1941 года>>

Сообщений 1 страница 10 из 20

1

На западной границе к 22 июня 1941г. СССР разместил 136 авиационных полков, в составе которых было около 7200 лётных экипажей, в т.ч. около 3550 лётчиков-истребителей. В приграничных округах было 6750 самолётов, из них 5900 исправных (на 1 июня 1941г.). С учётом 4х корпусов ДБА и авиации ВМФ - около 9000 самолётов.

Немецкая авиация к этому времени для нападения на СССР подготовила 64 группы в составе 2350 боевых самолётов, из них боеготовых 75-80%, и 2106 экипажей.

Однако эти цифры реально занижены. Дело в том, что в течение лета 1941г. группировка люфтваффе провоевала почти в неизменном составе - и для этого были причины: Северная Африка, Норвегия, Атлантика, налёты союзников.

В то же время СССР наращивал свои авиационные силы за счёт внутренних округов. В июне из ВВС Московского округа на Западный и Юго-Западный фронты были отправлены две смешанные авиадивизии. Из Забайкалья и Д.Востока - одна истребительная и одна смешанная авиадивизии. Четыре авиадивизии - это 12 полков и 700 экипажей, для люфтваффе - ещё один Воздушный флот. А когда начались налёты на Москву, в действие вступил 6 авиакорпус ПВО:   

6-й истребительный авиационный корпус ПВО, защищавший московское небо, фактически представлял собой воздушную армию, а только что образованные секторы приравнивались к авиакорпусам. В наш, западный, например, иногда входило от восьми до одиннадцати авиаполков.

Стефановский П. М. "Триста неизвестных".

0

2

Бомбардировщики.
Люфтваффе: 520 Ju-88, 300 He-111, 130 Do-17.
Всего 950 машин.
СССР: 1300 ДБ-3ф, 1750 СБ, 195 Су-2, 50 Як-2/4.
Всего 3295 самолётов.
Данные по СССР - с учётом ВМФ и ДБА (но без учёта устаревших ТБ-3).

Пикировщики.
300 Ju-87 плюс 100 истребителей-бомбардиовщиков Ме-110.
СССР: 205 Пе-2 и 140 Ар-2.

Истребители.
500 Ме-109F (исправных 410-440), 420 Ме-109Е. Плюс 90 двухмоторных Ме-110.
Всего тысяча машин.

СССР.
В пяти западных округах, т.е. без авиации флота, авиации 6го корпуса ПВО - 903 МиГ-3:
163 - ЛенВО;
139 - ПртбВО;
237 - ЗапВО;
185 - КОВО;
179 - ОдВО.
102 Як-1:
20 - в 158м ИАП ЛенВО;
20 в 123м ИАП ЗапВО;
56 в 20м ИАП и 6 в 91 ИАП КОВО.
Таким образом одних только новейших самолётов в приграничных округах было столько, сколько в люфтваффе на востоке истребителей было всего.
Однако основным истребителем в ВВС РККА оставался И-16.
С учётом авиации ВМФ на западном ТВД имелось 2000 этих машин.
К этому числу следует добавить 1500 И-153. Между прочим эти машины были новейшими, если судить по дате выпуска.

0

3

Что касается И-16, то они составляли серьёзную конкуренцию немецким машинам.
Проводя параллель с кампанией 1940г. и битвой за Англией, необходимо учесть, что французы на "Моранах" и "Хоуках" нанесли немалый урон Люфтваффе, а ведь эти машины французов были не лучше нашего И-16 и так же как и он, уступали мессеру в скорости.
У англичан к началу воздушной битвы за Англию основной истребитель - "Харрикейн".
В то же время наши новейшие Миг-3 и Як-1 не уступали "Спитфайрам" первой серии и уж во всяком случае превосходили французские "Девуатины" D-520. Вот только с поправкой на кол-во: этих лучших у французов к 10 мая было аж 36 штук! Штучек...
Спитфайров к началу битвы за Англию имелось порядка трёх сотен - треть от новейших машин СССР в западных округах...

0

4

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР "О ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛАХ КРАСНОЙ АРМИИ"

№ 2265-977СС

5 ноября 1940 г.: 

.. Программой подготовки летно-технического состава предусмотреть доведение к концу 1941 года до 60.000 летчиков в строю, с соответствующим количеством, по установленному соотношению видов авиации, – летнабов, воздушных стрелков, технического состава и младших авиаспециалистов, обеспечивающих 60.000 экипажей и обслуживание 32.433 самолетов наземным техническим составом....

А ведь это странно - иметь лётных экипажей вдвое больше, чем самолётов! По идее должно быть наоборот, ведь самолёт есть расходный материал, а лётчик будучи сбитым имеет шанс остаться в живых и пересесть на новую машину.
С другой стороны, такое большое количество под-ки лётчиков должно говорить о низком качестве их обучения, об отсутствии у них боевого опыта. Но это не так. В локальных конфликтах в небе Китая, Испании, Халхин-Гола и Финляндии воздушные бои носили отнюдь не опереточный характер. В Финляндии правда, пр-к не мог оказать в небе существенного сопротивления, однако 84 000 совершённых в ходе Зимней войны боевых вылета сравнимы с Курской битвой и высадкой союзников в Нормандии.
С другой стороны Люфтваффе также за два года войны успела накопить боевой опыт, однако за него пришлось расплачиваться дорогой ценой. С 1 сентября 1939г. по 22 июня 1941г. потери люфтваффе составили 18533 человека, в т.ч. 13505 убитыми и пропавшими без вести. Состав лётчиков фактически обновился и потери немцев в начале ВОВ, а также аварии говорят о слабой обученности молодого пополнения.
Между прочим, ситуация в этом вопросе мало изменилась в ходе войны. Так, из доклада командующего ВВС ЮЗФ 2 июня 1942г. видно:

противник бросает в бой слабо подготовленный лётный состав. Из числа сбитых и взятых в плен немецких лётчиков имеются недоучки, совершившие после окончания школ всего лишь по 1-2 боевых вылета. Из показаний пленных установленно, что прослойка этой недоученной части лётных кадров в частях фашистких ВВС, действующих против нашего фронта, очень высокая (до 50%).

Правда, наши лётчики перед войной проходили процесс переобучивания на новые машины. Однако например МиГ-3 в массовом порядке стал поступать в войска во второй половине января 1941г. Покрышкин:

Переучивание — процесс скоротечный, но сложный. Летчикам надо перенести свои навыки, приобретенные в полетах, с одной машины на другую. Перенести лишь то, что необходимо, и одновременно обогатить себя чем-то новым.

С переучиванием мы торопились. Чувствовалось, что на западных границах назревают грозные события. Немецкие разведчики все чаще и чаще вторгались в наше воздушное пространство. В начале июня командование дивизии выдвинуло к самой границе первое переучившееся звено.

МИГ-3 легко пикировал, набирая скорость свыше пятисот километров, делая после этого горку в шестьсот-семьсот метров. (И-16 мог дать горку значительно меньшую.) Такая большая вертикаль — это высота, а высота — это запас скорости. Мне полюбилась эта машина, качества и рисунок которой как бы подтверждали ее назначение: атака!

Поднимаясь на таком истребителе в воздух, летчик чувствовал себя сильным, уверенным. Отрабатывая фигуры высшего пилотажа, я думал о новых приемах воздушного боя, о том неожиданном для противника маневре, который ставит тебя в выгодное по отношению к нему положение. Ведь только это может принести победу в поединке. Когда в руках есть скоростная, хорошо вооруженная машина, мысль проникает в более сложные детали пилотирования, маневра, боя, ищет чего-то нового в нашем искусстве.

И судя по тому, что МиГи встали на боевое дежурство на границе, переучивание на новые самолёты завершилось до нападения немцев:

Наша эскадрилья уже несла в Бельцах боевое дежурство. Миронов, Фигичев, все мои товарищи находились в постоянной боевой готовности, не вылезая из кабин МИГов

0

5

12-томник Истории ВМВ сообщает, что

Воздушным налетам подверглись 26 аэродромов Западного, 23 — Киевского, 11 — Прибалтийского особых округов и 6 аэродромов Одесского военного округа ...в первый день войны вся Советская Армия потеряла около 1200 самолетов

Всего как видим, бомбардиорлвке подверглись 66 аэродромов. Много это или мало? Встречаются правда, цифры о бомбардировке лишь 31 аэродрома. но не вдаваясь в спор, откроем "1941 год — уроки и выводы" и узнаем, что на 1 января 1941г. в западных военных округах в наличии имелось 477 аэродромов, плюс 135 - в достройке и ещё 143 строились. Сколько из них было построено к 22 июня, не знаю....

Ряд аэродромов, и прежде всего для ИА, находились в непосредственной близости от госграницы, в пределах досягаемости огня артиллерии противника. Например, аэродром Долубово (126 иап 9 сад) находился в 10 км, Чунев (28 иап 15 сад) — в 15 км, Черновцы (149 иап 64 иад) — в 20 км от границы. Почти на всех этих аэродромах базировалось по 80-100 и более самолетов новых и старых типов, в том числе на аэродромах: Долубово — 73 (50 МиГ-3 и 23 И-16); Чунев — 83 (63 МиГ-3 и 20 И-16); Черновцы — 131 (67 И-16 и И-153, 64 МиГ-3); Бельцы — 116 (54 И-153 и И-16, 62 МиГ-3). Таким образом, только на указанных аэродромах под прицельным огнем артиллерии находилось 403 истребителя.

В общей сложности группировка советских ВВС у западной границы СССР включала 130 авиаполков и 48 авиационных дивизий из 79 (60%)

Источник тот же.
Итак, мы имеем 48 авиадивизий РККА (60%), сосредоточенных на западной границе. Их этих 48 дивизий перечислены те. которые имели аэродромы в непосредственной близости от границы:
9сад;
15 сад;
64 иад.
3 из 48.

Ряд приказов требовал от ВВС РККА сокращения сроков приведения авиации в готовность №1. Есть смысл упомянуть приказ №0200 (декабрь 1940г.), согласно которому лётчики с выслугой менее 4х лет обязаны были жить на казарменном положении, непосредственно в расположении части.
Приказ №0042 от 19 июня 1941г. требовал воспретить линейно и скученно располагать самолёты, маскировать аэродромы, склады, боевые и транспортные машины.
Приказ №0043 (20 июня) на ту же тему: маскировка и рассредоточение самолётов.
В Прибалтийском ОВО приказ № 0052 ( 15 июня 1941г.) требовал рассредоточить и замаскировать самолёты, установить срок готовности 40 мин.
Директива Военного совета ПрибОВО №00224 от 15 июня определяла порядок дйствий в случае перелёта границы крупным авиационным соединением пр-ка, требовала в этой обстановке вскрытия красных пакетов.
Приказ № 00229 от 18 июня 1941г. требовал от ПВО ПрибОВО к исходу 19 июня 1941г. привести в полную боевую готовность всю противовоздушную оборону округа, организовать круглосуточное дежурство на постах ВНОС, обеспечив их непрерывной связью;
изготовить всю зенитную артиллерию и прожектора, организовав круглосуточное дежурство на батареях;
нач связи округа привести в полную готовность все ср-ва связи на территории округа.

В свете этих приказов трудно предположить, что ВВС РККА к ведению б/д в ближайшее время не готовились.

При этом необходимо учесть, что сроки приведения в полную готовность для ИА составляли 25-30 мин, для бомбардировщиков - до 1ч 30 мин, а для дежурных подраздлений ПВО - 5-10 мин, а части в целом - 2-4 часа. Приказ о приведении частей в боевую готовность например 10 САД получила 20 июня...В 9 САД авиация была в боевой готовности с подвешенными бомбами и вооружением, с экипажами наготове. 21 июня самолёты 9 САД были рассредоточены и замаскированы.
Впрочем, авиация в тылу, в районе Смоленска и Бобруйска, также находилась в состоянии боевой готовности, учебные вылеты совершались ежедневно, но с одновременным увеличением числа дежурных сил.

Боевая тревога в приграничных округах была объявлена между 2мя и 3мя часами 22 июня, т.е. до немецкого нападения, следоватеьно, тезис о неготовности советской авиации перед немецким нападением необходимо снять, как ошибочный.

0

6

Итак, война началась.
ВВС Ленинградского ВО в первые дни активных б/д не вела. И хотя в этом округе ВВС были сильнее, чем в ПрибОВО, первые три дня борьба велась лишь с одиночными машинами и небольшими группами самолётов пр-ка, пытавшегося прощупать воздушные подступы к Ленинграду.

Но, отдавая должное нашим пилотам, мы понимали, что неуспех противника в значительной мере обусловлен малой активностью его авиации, главные ударные силы которой здесь еще не вступили в дело.

Новиков А.А. "В небе Ленинграда (Записки командующего авиацией)".
Активная фаза борьбы началась для ВВС ЛенВО в другом направлении - против Финляндии, причём помимо бомбёжек осуществлялось и сбрасывание листовок (202 БАП).

Для ударов по вражеским аэродромам в Финляндии было выделено 540 самолетов. В операции участвовали ВВС всех общевойсковых армий Северного фронта{36}— 14, 7-й и 23-й, морских флотов и фронтовая авиагруппа.

Впервые в истории наших ВВС к одновременным действиям привлекалось такое количество боевой техники, причем на всем фронте — от Выборга до Мурманска. В какие-то сутки предстояло увязать массу больших и малых вопросов, скоординировать действия сухопутной и морской авиации, частей и соединений по месту и времени, определить методику бомбоштурмовых ударов, их последовательность, выбрать маршруты и первоочередные цели. Операция была рассчитана на шесть суток.

Первый удар по вражеским аэродромам был нанесен 25 июня в 4 часа утра. Поскольку к операции привлекались значительные силы истребительной авиации 23-й армии, что заметно ослабляло воздушный заслон на Карельском перешейке, то для защиты Ленинграда мы оставили весь 7-й истребительный авиакорпус ПВО и 39-ю истребительную авиадивизию.

Эта первая в истории советской авиации многодневная операция убедила нас, что массированные удары по глубинным аэродромам — надежное средство борьбы с вражеской авиацией

В это время совсем с другого направления в сторону Ленинграда двигались немецкие танки, но как сообщает Новиков:

Все тогда были твердо уверены, что войскам округа придется действовать лишь на советско-финской границе — от Баренцева моря до Финского залива. Никто в те дни даже не предполагал, что события очень скоро обернутся совсем иначе, чем мы планировали перед войной, и мы будем вынуждены спешным порядком рокировать основную массу своих войск на юг от Ленинграда.

Согласно предвоенным планам, главные силы округа были сосредоточены на севере от Ленинграда, преимущественно на Карельском перешейке. Именно отсюда мы ожидали наибольшей опасности городу. Угроза Ленинграду с юго-запада, т. е. со стороны Восточной Пруссии, в расчет почти не принималась, и в плане нашей обороны возможность прорыва противника на этом направлении, по существу, не учитывалась

С этой точки зрения действия действия ВВС ЛенВО понятны.

0

7

Первое донесение штаба СЗФ отправлено наркому обороны в 6ч. 10 мин. В нём сообщалось о том, что в 4 часа немцы начали б/д и подвергли бомбардировке наши аэродромы.

...Наши военно-воздушные силы в воздухе. До получения Вашего приказа границу не перелетать, я получил через генерала Сафронова Ваш приказ самовольно границу не перелетать. Принял меры, чтобы бомбить противника, не перелетая границы...

А вот другая инфа:

22 июня 1941г. в 4ч 50 мин. 25 самолётов СБ из состава 9-го БАП ВВС Сев.-Зап. фр. вылетели на бомбёжку немецкого аэродрома под Тильзитом.

По сути получается, что одни командиры авиаполков выполняли указания, имеющиеся во вскрытых ими красных пакетах, другие видимо, осмысливали смысл Директивы №1. О чём собственно, говорится в ней? Какая фраза ключевая? Эта

не поддаваться на провокации

или эта

встретить возможный удар

Как встретить, где встретить? Начался налёт люфтваффе, что это - провокация? Война?
Фактически руклводство РККА предложило подчинённым угадать ребус. Ошибка - расстрел. Только этим и можно объяснить разнобой в действиях авиации.
За кадром данной темы уже будет выражено недоумение: почему не был отдан просто короткий и ясный приказ: ввести в действие план прикрытия?.. 

Пока была отдана Директива №2

Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить группировки его наземных войск. Удары авиацией наносить на глубину германской территории до 100-150 км. Разбомбить Кенигсберг и Мемель

и доведена до войск, первые несколько часов войны прошли в воздухе практически впустую.
46 БАП 97 САД, 45 экипажей, 61 СБ и Ар-2) 21 июня перебазировался на полевой аэродром. Самолёты замаскировали. Полк подняли по тревоге в 4ч. 30 мин. Около 5ч. получено задание: бомбить немцев, форсирующих Неман в районе Тильзита. Когда две первые девятки отбомбились и настала очередь третьей, внезапно поступил приказ - вернуться. В нарушение инструкции сели с бомбами.
Кстати, со связью как видно, проблем нет.
Затем на аэродром этого полка последовал налёт девятки Хейнкелей-111 (сначала пролетел разведчик).
Потери от бомбёжки были значительные, в т.ч. - один погибший.

После получения Директивы №2 командир 40 БАП ( 54 СБ, 48 экипажей) получил приказ вскрыть красный пакет, после чего полк стал совершать налёты на Кенигсберг, Тоураген, Мемель.
Результат: налёт проведен успешно, бомбы сброшены точно на цель, потерь нет.
Бомбардировки продолжались весь день.
В первый и второй день войны ВВС СЗФ наносили удары по аэродромам и войскам противника в районах Мемель, Тильзит, Гумбиниен. По указанным объектам действовали бомбардировщиками группами в 6-18 самолётов под прикрытием И-153 и И-16.
Немцы также наносили удары: в 4,55 5 самолётов бомбардировали аэродром в Паневежисе - это тот самый 9 БАП, с которого около 5ч. вылетеол 25 СБ бомбить нмецкий аэродром под Тильзитом.
Второй немецкий удар: в 9,25 бомбардирован аэродером в Шяуляе.
Кроме того, немцы бомбили города Каунас, Шяуляй ( до полка авиации), небольшими группами (от 5 до 12 самолётов) - Алитус, Кальвария, Виндава, Юрбург.
Вывод, изложенный в оперсводке №3:

Противник ещё не вводил в действие значительных военно-воздушных сил, ограничиваясь действием отдельных групп и одиночных самолётов

Потери ВВС СЗФ в первый день войны оцениваются в 56 уничтоженных самолётов и 32 повреждённых.
При этом необходимо отметить, что наши аэродромы были далеко не единственной целью люфтваффе. Кроме них они бомбили наши города, узлы связи, склады.

0

8

В полосе ПрибОВО у немцев была эскадра JG-54 и одна группа из JG-53 - всего 4 группы. Сводка штаба СЭФ за 22 июня сообщает о 19 сбитых самолётов немцев и 8 самолётах, сбитых ЗА. Это результат работы 8 истребительных полков (384лётчика), из чего следует оценить интенсивность воздушных боёв как низкую. Кстати, люфтваффе отчиталось о своих 5 бомбардировщиках и 4 истребителях - сбитых или повреждённых.
При этом в донесении командующего СЗФ содержится просьба усилить фронт авиацией, т.к. пр-к захватил господство в воздухе...
Учитывая численность авиации СЗФ в 1100-1200 машин, следует оценить её потери 22 июня менее чем в 10%.
Результаты немецких налётов в первый день войны можно оценить следующим образом:
31бап:несмотря на бомбардировки, самолёты удалось сохранить почти полностью.
21иап: бомбёжка была, но не сильная. Самолёты рассредоточены, лётчики в кабинах, ждут команды.
23 июня
Налёт на Ригу. Лётчики 21иап сбили 3 Юнкерса, но небольшая группа прорвалась к городу и отбомбилась, однако существенного ущерба нанести не удалось.
24 июня
Новый налёт на Ригу: подожжены две цистерны с горючим, в борьбе с пожаром погибли два красноармейца. Всё.
148иап (33 лётчика, 69 И-153). 22 июня подвергался бомбардировкам на аэродроме в Либаве. Сожжено несколько самолётов, несмотря на это лётчики полка провели в этот день по шесть и более воздушных боёв.

31иап. В первый день войны подвергся бомбёжке, правда это произошло после 12ч. дня. На аэродром было сброшено пять бомб, причём наши истребители взлетать на перехват не стали. Почему - не знаю. После этого три пары Ме-109 безнаказанно обстреливали аэродром, на котором в это время находились 54 МиГа, 28 И-16. Правда, вылеты полк всё-таки совершал - парами, на прикрытие своего аэродрома - кажется, здесь и надо искать причину того, почему сух. войска не видели свои самолёты в небе.

0

9

КОВО
Состав 4-го Воздушного фота:
360 бомбардировщиков
210 истребителей
30 разведчиков
Всего - 600 машин.

Советская авиация:

14я сад:12 И-15, 84 И-16, 78 И-153= 174 самолёта, 198 лётчиков.
15я сад: 98 МиГ-3, 34 И-16, 38 И-153, 61 И-15, 5 Ил-2 - 236 самолётов, 245 лётчиков;
16 сад: 37 СБ, 9 Пе-2, 65 И-16, 4 МиГ-3, 63 И-153, 4 И-15 - 182 самолёта, 234 лётчика;
17я сад: 64 Як-1, 86 И-153, 33 СБ, 3 Пе-2 - 217 самолётов и 405 лётчиков;
63 сад: 17 И-15бис, 81 И-153, 4 И-16 - 102 самолёта и 167 лётчика;

36я иад ПВО: 84 И-16, 28 И-153 - 112 самолётов и 113 лётчиков;
44я иад: 110 И-16, 56 И-153 - 166 самолётов и 85 лётчиков;
64 иад: 57 МиГ-3, 74 И-16, 96 И-153, 12 И-15 - 287 самолётов и 239 лётчиков;

19я бад: 60 СБ, 23 Ар-2, 10 Пе-2, 49 Як-2 - 142 самолёта и 198 лётчиков;
62 бад: 84 СБ, 15 Пе-2, 114 Су-2 - 213 самолётов и 247 лётчиков.

315 орап: 20 СБ и 66 лётчиков;
316 орап: 31 Як-2 и Як-4 и 45 лётчиков.

Итого:1882 самолёта.
При этом не учтены самолёты Р-5 и Р-10, ещё имевшиеся на вооружении.
Некомплект строевых частей составлял 13%, приходившиеся на вновь сформированные соединения.

В р-не Черткова находилась 18 дбад: 119 ДБ-3ф.
В р-не Брянска, Орла, Курска - 2 дбак.ф

В войсках ПВО на 1 июня 1941г. имелись 45 радиолокационных станций РУС-1 с дальностью обнаружения ок. 100км.

22 июня потери 4ВФ составили 5 истребителей и 30 бомбардировщиков. С учётом повреждённых - 58 самолётов ( без учёта аварий). По докладам ком ВВС ЮЗФ 22 июня основные силы нашей авиации работали против немецких танков, а налёты немецкой авиации на наши аэродромы значительных потерь нашим лётным частям не нанесли.
С другой стороны, значительные потери были во время их повторных налётов, а также 23 и 24 июня

в результате слабого руководства со стороны командиров авиационных дивизий и полков

За эти три дня потери авиации КОВО составили 237 самолётов (уничтоженные и повреждённые).
Насчёт повреждённых машин есть такая цифра: за три недели войны, с 22 июня по 13 июля было восстановлено 990 самолётов.
15сад, находившаяся на самом острие львовкого выступа, 22 июня сбила 15 самолётов.
Её 23иап выплнил 124 вылета, 28иап - 114 вылетов. Семь налётов на аэродром 23иап в м. Адамы привели к выведению из строя 13 амолётов (всего 58 МиГов и 29 И-16). Правда, за две недели в 5сад было восстановлено 34 МиГа и 8 И-16.

0

10

ЗапОВО

11сад (Гродно)
9сад (Белосток)
10сад (Брест)

12бад
43иад
13бад

3дбак (52, 42 бад)

Итак, в первом эшелоне основные силы ИА - восемь иап. Бомбардировочная авиация сзади в глубине 400-450км. 43иад - резерв, а также прикрытие промышленных и транспортных объектов восточной Белоруссии.

22 июня немцы совершили три налёта на аэродром 13бад: сгорели две машины. При этом были сбиты четыре немецких бомбардировщика. Наши самолёты после полётов рассредотачивались, поэтому бомбы пр-ка падали как правило, на пустые места.
По аэродромам 3дбак был совершён налёт 23 июня:ВПП и самолёты не повреждены.
В то же время бомбардировочная авиация ЗапОВО начиная с утра 22 июня проводила бомбардировки аэродромов пр-ка в Соколув, Лукув, Бяла-Подляска, а также по группировкам пр-ка в Цехановец, Константинув, Рыгалы, оз. Сервы, Августов, Сувалки, по промышленности в Кенигсберге, Варшаве.

Весной 1941 года в нашем военном округе, также как и в других приграничных округах, развернулись работы по строительству и реконструкции взлетно-посадочных полос. Аэродромов не хватало, и нам в Бобруйске приходилось поэтому держать два полка. Остальные располагались в Могилеве, Зябровке и около станции Быхов. Каждая из частей имела еще по одному полевому аэродрому для рассредоточения.

Бомбардировочные полки в то время состояли из 5 эскадрилий по 12 самолетов в каждой. Это довольно внушительная ударная сила. Наши экипажи много летали, отрабатывая различные способы бомбометания. Вот тут мне и пригодился боевой опыт, накопленный во время пребывания в Китае

Большое внимание уделялось отработке взлета и посадки с незнакомых грунтовых аэродромов. Здесь опять-таки пригодился опыт, полученный в Китае. Делалось это чаще всего внезапно: поднимаясь в воздух, мы не знали, что из себя представляет аэродром, на котором придется садиться. Зато экипажи приобрели богатейшую практику перебазирования по тревоге.

Аэродром атаковали семь «юнкерсов». Два из них сбили огнем с земли из турельных установок, два поджег какой-то наш летчик-истребитель, оказавшийся в воздухе на И-153. Все четыре бомбардировщика упали недалеко от аэродрома, догорают

Накануне войны на нашем аэродроме скопилось до тридцати новеньких самолетов Пе-2. Их должны были перегонять дальше, на приграничные аэродромы, но почему-то задержали. Так эти самолеты у нас и остались. Стояли они на окраине аэродрома, чтобы не мешать полетам. В сутолоке мы забыли о них и вспомнили только теперь, когда на аэродроме начали рваться вражеские бомбы. «Как же мы не подумали рассредоточить их?» — ругал я себя и свой штаб за опрометчивость.

Но вот немецкие бомбардировщики ушли на запад. Солдаты, сержанты выскочили из укрытий и бросились засыпать еще дымившиеся воронки. Я подбежал к «пешкам» (так называли в войну самолет Пе-2) и обрадовался: ни одна машина во время налета не пострадала. Немедленно собрал техников, механиков, и мы общими усилиями быстренько растащили самолеты по обочинам аэродрома.

В первый день войны немцы три раза налетали на наш аэродром, но особого ущерба не нанесли. Сгорели лишь две машины. Бомбометание производилось с большой высоты и неточно.

Полынин Ф.П. "Боевые маршруты".

0


Вы здесь » Форум Свободы » Новейшая история » Авиация сторон 22 июня 1941 года>>