Ведическими писаниями или ведической литературой, в контексте религиозной традиции индуизма, называют широкий спектр древнеиндийских текстов как на ведическом, так и на классическом санскрите. В Ведах утверждается, что ведическое знание безгранично и всё человеческое знание по сравнению с ним — простая пригоршня грязи. Традиционно в индуизме принято считать, что в "Бхагавад-гите", которая является отрывком из «Махабхараты», изложена основная суть духовного знания всех Вед.
Честно говоря, эту Бхагавад-гиту я пытался читать лет эдак надцать назад - но ничегошеньки не понял...
Веды считаются одним из самых древних священных писаний в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления "Риг-веды" около XVI века до н. э., достиг своего апогея с созданием различных шакх в Северной Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н. э. Большинство индологов сходятся на том, что до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.
Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (для этого использовалась древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Древнейшие манускрипты "Риг-веды" датируются XI веком. В Бенаресском санскритском университете хранится манускрипт, датируемый XIV веком.
Индийский брахман и европейски-образованный историк Бал Гангадхар Тилак (1856 - 1920) обосновал концепцию, что Веды были созданы примерно за 4500 лет до н. э. Аргументы Б. Г. Тилака основаны на филолого-астрономическом анализе текста Вед и комментариев к ним. Выводы автора таковы: та картина неба, которую воспроизводят Веды, могла возникнуть лишь у людей, обитавших в приполярной области земного шара. За пределами Индии аргументы Тилака не нашли особой поддержки.
Основы ведического знания начинается с понимания того, что душа отлична от тела. Основные качества души - это вечность (сат), знание (чит) и блаженство (ананда). Вечность означает, что душа никогда не родилась и никогда не умрет. В отличие от души тело временно; оно рождается, растёт, существует некоторое время, производит побочные продукты, увядает и умирает. Тело исполнено невежества, т.е. душа при соприкосновении с материальной природой покрывается невежеством: она забывает своё изначальное положение. И тело является для души источником страданий. В Ведах также описывается процесс эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное сотояние.
Веданта-сутра начинается с афоризма: "атхато брахма-джиджнаса..." - "теперь, когда вы получили человеческое тело, пришло время вопрошать об Абсолютной Истине". Тем самым, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы вернуться в своё изначальное состояние и навсегда избавиться от страданий, связанных с рождением, болезнями, старостью и смертью.
В Ведах понятия "Бог" и "Абсолютная Истина" неравнозначны. Понятие "Бог" относится к повелителю (ишваре), тогда как понятие "Абсолютная Истина" относится к summum bonum (высшее благо) - изначальному источнику всех энергий. Все сходятся на том, что Бог как повелитель не может быть безличным. Есть разные повелители занимающие различные посты, поэтому могут быть много второстепенных богов. В Ведах упоминаются много таких богов и полубогов - правителей: Брахма - творец Вселенной; Шива (он известен также под именами Рудра, Шанкара, Махеша) - повелитель невежества; Индра - царь райских планет; Йамараджа - бог смерти; бог Солнца и др. По Ведам эти боги и полубоги, управляющие делами Вселенной, полностью зависимы в своем могуществе и знании от Абсолютной Истины.
Но Абсолютная Истина одна и только одна. Веданта-сутра определяет Абсолютную Истину как "джанмади асйа йатах" - "Абсолютная Истина - это то, из чего все исходит". В "Шримад-Бхагаватам" Абсолютная Истина называется парам сатйам. Есть три аспекта Абсолютной Истины: Брахман, или безличный вездесущий дух; Параматма (Сверхдуша), аспект Всевышнего, находящийся в серце каждого живого существа; и Бхагаван, или Верховная Божественная Личность.
Брахман, безличный аспект Абсолютной Истины представляет собой излучение трансцендентального тела Верховной Личности Бога, Шри Кришны. С осознанием Брахмана человек избавляется от желаний, связанных с материальным телом, т.е. от сексуальных желаний, желаний есть, спать и обороняться. В Ведах это состояние сознания называют мукти(освобождением). Освобожденная душа не подвержена иллюзиорному влиянию материальной природы и ясно осознает свою вечную духовную природу. При этом, душа не испытывает страданий трех видов: страданий, связанных с телом и умом; страданий, вызываемых другими живыми существами и стрададаний, связанных с природными явлениями (холод и жара, землятресения и т.д.). Поэтому, последователи ведического знания и буддизма стремятся достичь мукти.
Аспект Параматмы очень хорошо описан в Бхагават-гите: "... Да будет тебе известно, Что Я (Кришна) также Тот, кто знает все тела, пребывая в них ..." (БГ.13.3). "Везде Ее руки и ноги, Ее глаза, головы и лица, и уши Она имеет повсюду. Таким образом Параматма существует, пронизывая Собой Всё" (БГ.13.14). "Параматма есть изначальный источник всех чувств, хотя Она сама не имеет чувств. Она не имеет привязанностей, хотя и поддерживает существование всех живых существ. Она выходит за пределы качеств материальной природы, но в то же время повелевает ими" (БГ.13.15). "... Высшая истина существует внутри всех живых существ и вне их, движущихся и неподвижных ..." (БГ.13.16). "Хотя Параматма кажется поделённой между всеми живыми существами, Она неделима, Она - одно целое. Она и поддерживает существование каждого живого существа, и также, следует понимать это, поглощает всё и всему дает развитие" (БГ. 13.17). "... Она - знание, Она - предмет познания, и Она - цель познания. Она обитает в сердце каждого" (БГ. 13.18). "В этом теле есть еще и другой наслаждающийся, трансцендентальный - Господь, Верховный владыка, который наблюдает и дозволяет, и именуется Параматмой (Парама-атма - высшая-душа)" (БГ. 13.23). Таким образом, в каждом теле присутствуют две души: индивидуальная душа, джива, и Верховная, Параматма. В "Мукундака-упанишад" (3.1.1) говорится о двух птицах, сидящих на одном дереве:
два супарна сайуджа сакхайа саманам врикшам паришасваджате
тайор анйах пиппалам свадв аттй анашнанн анйо 'бхичакашити
Одна из них вкушает плоды дерева материального тела, а другая в это время наблюдает за её действиями. Этот свидетель - Параматма, а вкушающий плоды - живое существо. Плоды дерева бывают двух видов (счастье и несчастье). В этом состоит различие между Параматмой и дживой (живым существом). Джива - подвластна законам природы, тогда как Параматма - повелевает материальной энергией. Параматма входит в сердце каждого живого существа и в каждый атом. Следовательно, она заставляет каждый атом двигаться так, чтобы соблюдались установленные Им законы природы. Другое имя Параматмы - Вишну, или Кширодакашайи Вишну. В Ведах говориться, что в нашей Вселенной существуют три главенствующих божества: Брахма - отвечает за творение, Шива - в положенный срок уничтожает Вселенную и Господь Вишну - обеспечивает поддержание Вселенной. Из этих трех божеств Вишну, или Параматма, является полной частью Верховной Личности Бога. Т.к. Вишну, или Параматма, входит в сердца всех полубогов, в том числе и в сердце Брахмы и Шивы, то по большому счету можно сказать, что на самом деле Господь Вишну творит, поддерживает и уничтожает Вселенную.
И наконец, Высшим аспектом Абсолютной Истины является Бхагаван, Верховная Личность Бога - Господь Кришна. Объяснение санскритскому слову бхагаван дано великим авторитетом Парашарой Муни, отцом Вйасадевы: бхагаваном именуется Верховная Личность, обладающая всеми богатствами, всем могуществом, всей славой, всей красотой, всем знанием и всем отречением. Поэтому Бхагавану больше всего подходит имя Кришна, означающий "всепривлекающий", т.е. не будучи самым богатым, всемогущим, обладающим всей славой, красотой, мудростью и полным отречением нельзя быть всепривлекающим. Таким образом, имя Кришна включает в себя все другие имена Верховного Бога. В "Брахма-самхите" (5.1) Сам Господь Брахма делает вывод: Господь Кришна является Верховной Личностью Бога. Никто не равен Ему и никто не превосходит Его. Он - Бхагаван, изначальный Господь, которого также называют Говиндой, и Он - первопричина всех причин
Абсолютная Истина иногда нисходит в материальные вселенные, и такое его воплощение называется санскритским термином аватара. Аватара буквально означает - "тот кто нисходит".
""Аватара", или инкарнация Господа Кришны, нисходит из царства Господа для того, чтобы проявиться в материи. И определенная форма Божественной личности, которая нисходит на Землю таким образом называется аватарой, или инкарнацией. Такие инкарнации вечно существуют в духовном мире, в царстве Господа. Когда же они нисходят в материальный мир, они называются "аватарами"". У Абсолютной Истины много таких аватар. В "Брахма- самхите" (5.33) говорится, что Господь имеет множество форм и инкарнаций.
"Единственная Верховная божественная личность вечно воплощается во многих и многих трансцендентальных форм, чтобы вступить в различные взаимоотношения со Своими истинными преданными." В "Шримад-Бхагаватам" (1.3.26) говорится: - "О, брахманы, аватары Господа, бесчисленны, подобно ручьям, текущим из неисчерпаемых источников". Некоторые из них перечислены в Ведах: Рама, Нрисимха, Будда, Вамана и др. Но Кришна признается изначальной Личностью Бога: "кришнас ту бхагаван свайам" (ШБ.1.3.28). Также в "Гопала-тапани Упанишад" (1.1) говорится: "кришно вай парамам дайватам" - "Кришна есть Верховная божественная личность". Таким образом, по Ведам, Кришна есть изначальная Верховная личность, Абсолютная Истина, источник как Параматмы, так и имперсонального Брахмана. В 10-ой песне "Шримад-Бхагаватам" описан приход Кришны на Землю 5000 лет назад в Индии и Его земные лилы (игры).
Способ, с помощью которого майавади хотят осознать Брахман это гьяни-йога (йога знания). Но с помощью лишь теоретического знания нельзя достичь освобождения. Для этого еще нужен бхакти, или преданность. Поэтому, те кто игнорируют бхакти не могут достичь даже осознания Брахмана.
С помощью только гьяна-йоги нельзя осознать Параматму. Для этого нужно подняться хотя бы на ступень аштанги-йоги (восьмиступенчатая йога). Аштанга-йога описана мудрецом Патанджали в его "йога сутрах". Аштангу-йогу также называют мистической йогой, т.к. с помощью нее йоги могут приобрести мистические силы (сиддхи). Современная хатха-йога - это начальные ступени восьмиступенчатой йоги Патанджали. Йоги-мистики, достигшие совершенства, с помощью контроля дыхания обуздывают ум. Затем, с помощью контролируемого ума отвлекают свои чувства от объектов чувств и в глубокой медитации могут созерцать Сверхдушу в своем сердце.
В Ведах говориться, что достичь осознания Верховной Абсолютной Истины, Шри Кришны можно только с помощью чистого преданного служения (бхакти).
Согласно Ведам, кроме нашей Вселенной со всеми её планетами и звездами, существуют бесчисленное количество других вселенных. Эти многообразные вселенные сравниваются с пузырьками пены, плавающими в Причинном океане. Вся совокупность этих вселенных называется материальным миром. За пределами материального мира находится духовный мир. Говорится, что духовный мир по крайней мере в три раза больше чем материальный. Поэтому духовный и материальный миры называют трипад-вибхути и экапад-вибхути - три-четверти достояния и одна-четверть достояния Кришны. Духовный мир вечен, тогда как материальный мир подвержен циклическому творению и разрушению.
Такая вот философия...