Олег написал(а):Ты преувеличиваешь. Среди немецкого генералитета кроме противников наступления под Курском были и сторонники.
Да, здесь ты прав. Некоторое преувеличение имело место быть. Никто не совершенен...
Олег написал(а):Вот именно: этого наступления требовала политика.
Надо полагать, у нас разное понимание толкования "политики". Я критикую следующую концепцию: "Для руководства Германии было крайне важно укрепить у союзников и сторонников ... подорванный Сталинградом авторитет Рейха, восстановить прежний дух германской армии, вернуть ее солдатам веру в собственные силы и величие той идеи..."
Т.е. в сущности сведение сути "Цитадели" к демонстрации силы.
Олег написал(а):Хорошо. Но ведь немцы понимали, что русские будут продолжать свои наступления - поэтому переход немцев к обороне означал те же самые летние бои 1943-го. Разница в том, что в обороне, имея мощные танковые резервы, немцы - теоретически - имели шанс сорвать наступление русских, при этом нанести нам урон и сэкономить свои силы, которые после успешной обороны могли рвануть снова на Кавказ и забрав нефть, позволить немцам продолжать позиционную войну, так?
Не совсем. Насколько я понимаю, к Исаеву ты по-прежнему относишься к подозрением, поэтому могу порекомендовать Гланца "Крупнейшее поражение Жукова" в качестве иллюстрации исаевского тезиса относительно избыточной "траты" мехсоединений в обороне. Танковые резервы рейха были немногочисленны, а общая конфигурация фронта давала советской стороне широкий простор для проведения комбинаций. Немцы просто не успевали бы их гонять вдоль линии фронта, что им удавалось в ржевской "подкове". Да, разумеется, теоретически существовала вероятность того, что немцы отобьются, опираясь на превосходство в тактике и технике. В 41-м или 42-м так вероятнее всего и произошло бы. Но в 42-м СССР уже начал формировать адекватные мехсоединения, а Ржев и Сталинград показали "как надо" и "как не надо" вести маневренную войну с новым инструментом.
Иными словами, мы в сущности имели бы повторение ситуации 42-го, но с более опытной и лучше вооруженной КА. Тогда, в 42-м, "факир был пьян и фокус не удался"(с), тем меньше было бы шансов при повторении в новых условиях.
Впрочем, даже если предположить, что свершилось чудо и немцы мистическим образом взяли Кавказ, то принципиально им это не поможет. 43-й - это год воюющих США и собирания мируканами плодов масштабных мер по милитаризацию экономики (подробно расписывать не буду, комплекс американских мероприятий и статистика роста в 12-титомнике). Потеряв кавказскую нефть СССР подсядет на ленд-лизовскую. И снова стратегический тупик.
К осени/зиме немцы с чудовищными потерями уходят в позиционный фронт, СССР по-прежнему в игре, англосаксы раскручивают маховик своей подготовки. Кавказская нефть скорее всего так же достанется немцам по каплям, поскольку и в ТР СССР имел развернутые планы по разрушению всей нефтедобычи оказавшихся под угрозой территорий (Байбаков, если не ошибаюсь).
Олег написал(а):А устрашиться оборонительных мероприятий русских под Курском - и оставив эту операцию для дезинформации, осуществить всё-таки "Пантеру" - не вариант? Опять же, это в перспективе открывает дорогу на Кавказ...
Что такое "Пантера", это "танковый удар юго-восточнее Харькова, с глубоким охватом советских войск, не только Воронежского и Центрального фронтов, но и стратегических резервов, стоящих за ними. Разработчики предлагали не наносить таранный удар по беспокоившему немцев району севернее и восточнее Белгорода, ... а обойти его." (Замулин, "Курский излом"). Т.е. идея та же, только руки расставлены шире.
Во-первых, немцы сомневались, что у них хватит сил даже на "Цитадель", а здесь идея еще масштабнее. Во-вторых, та же концепция - подсечение курского клина, но другим приемом. Следовательно, остаются две главных проблемы - необходимость концентрации огромной группировки и предсказуемость, нивелирующая основное преимущество атакующего. В таких условиях реальную подготовку уже не спрятать за дезинформацией, как не удалось замаскировать и "Цитадель"."
Олег написал(а):Бесноватого понять можно: вермахт прорывал русскую оборону в 1941/42, почему нельзя в 43-м? У русских крепче оборона - а у немцев мощнее новое оружие, чем в 41-м...
Это факт.
Олег написал(а):Думаю, просто испугались проводить смелые наступления, имея мощные группировки немцев. Будь тогда во главе КА например, Манштейн - то он, обладая той мощью нашей армии в 1943-м, провёл бы образцовые операции по окружению и Моделя, и Гота... А Конев у Манштейна не под Прохоровкой бился бы, а сохранив свои войски, рванул бы... не на Харьков, а прямиком за Днепр...
Олег, ты опять упрощаешь
"Испугались" - мягко говоря неподходящее слово. В СССР хватало сторонников наступательной стратегии на лето-43. Ватутин и Малиновский, например, в противовес Жукову и Василевскому. Решение о переходе было принято далеко не сразу, и не от страха, а после долгой оценки, выезда Жукова на фронт и проработки в ГШ. И даже после этого оно подвергалось сомнению, напр. Ватутин лично выходил на ИВС с предложением наступления Вор.Ф. (а ИВС поручил ГШ оценить идею). И т.д.
Поэтому точнее сказать "приняли наиболее соответствующее сложившейся обстановке решение".
Что касается перемены фигур... Не будем забывать, что КА в 43-м и так проводила масштабные наступательные операции, в целом успешные, но еще далеко не образцовые. Причина все та же - не отсутствие ума высшего руководства, а общая несработанность и продолжение боевой учебы. "Армией Победы" КА станет уже после опыта лета-осени 43-го. Поэтому, если поставить Манштейна во главе КА (а по чину ли? Дуга - его "лебединая песня" как командира, и то - командующий ГА), принципиально ситуацию это не изменит. Жуков тоже учил и подсказывал, не думаю, что Э.ф.М. проявил бы себя лучшим педагогом для миллионной группировки.
Относительно Прохоровки не забудем, что катастрофа 5ТА как раз и стала следствием того, что "рванули" (только при чем здесь Конев?)
Олег написал(а):А в чём уникальность?
http://litl-bro.livejournal.com/3313.html
"Нет. Это распространенное заблуждение. Вы наверняка слышали понятие "владение инициативой". Так вот, в военном деле сие означает, что наступающему достаточно быть сильным там и когда, где и когда он сам сочтет удобным. А вот обороняющемуся, подлаживающемуся под планы наступающего, надо быть сильным не там и тогда, где ему это удобно, а там, где это счел для себя удобным наступающий. Да вдобавок наступающий совсем не горит желанием все обороняющемуся подробно рассказать и показать - какими силами, где, когда и что именно он учинить собрался. Потому обороняться сложнее, чем наступать."
***
Если атакующий достигает внезапности, то обороняющийся:
1. Получает обрывочную, искаженную и запаздывающую информацию.
2. Действует с опозданием, вынужденно реагируя на уже совершенные действия противника. Основываясь на обрывочной... и т.д.
Таким образом, если линия фронта имеет хорошую протяженность и активно используются подвижные соединения - обороняющийся находится в заведомо невыгодном положении, и противники насмерть бьются за перехват инициативы.
Но...
В результате серии тяжелейших сражений создалась конфигурация фронта с глубоким вклинением в сторону немцев. Обычно такие "балконы" долго не живут, один пытается его ликвидировать, другой развить преимущество, пока не отобрали. Но к весне 43-го СССР и Рейх настолько замордовали друг друга, что были неспособны к операциям вокруг такой масштабной цели, оба противника взяли тайм-аут. Общая же стратегическая ("политическая") обстановка, как я писал выше, требовала от Германии решительного наступления на восточном фронте.
Таким образом, СССР получил уникальную возможность. Советское руководство знало - где и когда. Этим "теплым сезоном" и на Курской дуге. Таким образом, Ставке не нужно было угадывать, где соломки подстелить. Конечно, общая протяженность потенциально опасной линии фронта исчислялась неслабыми числами, но исключалась ошибка наподобие 42-го, когда готовились оборонять Москву, а получили на юге. Или, для разнообразия, как у американцев/англичан в 41/42-м. Общий ход событий дал СССР саму возможность выбора между оборонительной и наступательной стратегией. Без выступа с его предысторией Союз был бы обречен атаковать, чтобы не допустить нового наступления немцев.
Но и "предупрежденный" СССР сильно рисковал. Немцы были сильны, и хотя стратегическая внезапность у них не вышла, тактическая - осталась. Отсюда - жестокое побоище на Юге.
Отредактировано Красный Сотона (2009-04-11 13:48:53)