Религия Древнего царства берёт своё начало из духов, которыми египтяне наделяли деревья и источники, скалы горные вершины, птиц и зверей.
Затем благодаря мифам , начало складываться представление о мироустройстве: сначала существовал океан, затем на нём появилось яйцо (или цветок), из которого возник бог Солнца, произведший из себя детей: Шу, Тефнут, Геб, Нут. Последние двое произвели ещё четверых богов: Исида, Осирис, Сет, Нефтида. Так был составлен божественный круг из 9-ти божеств - эннеада. В этом круге существовали отношения, как отца, матери и сына. Осирис наследовал богу Солнца Ра под землёй, ему помогала сестра и жена Исида.
Одни боги, фигурировавшие в мифах, остались простыми персонажами древних сказаний, другие стали великими богами Египта. Почитание бога Солнца Ра было распространено почти по всей стране. Луна, служившая мерилом времени, стала божеством счёта - Тот.
Почитание животных в виде культа было в эпоху Древнего царства ещё неизвестным. Например, ястреб был священным животным бога-солнца, и как таковое живой ястреб мог находиться в храме, где его кормили и оберегали, как всякую другую любимую птицу, но ему не поклонялись, и он не был объектом сложного ритуала, как в позднейшее время.
В разных областях Египта представлеения об указанных выше богах различались, имелось много центров солнцепочитания, в каждом из которых на Ра смотрели, как исключительно своё, местное божество. Когда же торговые и административные сношения усилились, все эти местные верования объединяясь, образовывали смесь запутанных мифов, а когда какой-либо город достигал политического преобладания, его боги возвышались вместе с ним до степени первенствующего положения среди бесчисленных богов страны.
Богам посвящались храмы. Постепенно на месте доисторического храма из плетёного камыша появилось каменное сооружение. Постепенно вырабатывался сложный ритуал службы, в существенных чертах одинаковый во всех храмах. В древнейшие времена жреческкое служение являлось одной из бесчисленных обязаностей местного вельможи, бывшего главой жрецов в своей области, но верховное положение фараона сделало его официальным служителем богов, и в начале династического периода возникла государственная форма религии, где фараон играл первенствующую роль. Теоретически фараон один служил богам, практически в каждом храме его заменял верховный жрец. Последний не только отправлял службу в храме, но и управлял землями, пожертвованными храму; во время войны руководил военными силами храма. Верховному жрецу помогал штат жрецов - это были миряне, служившие в храме в течение определённого времени. А жрицами Нейт и Хатор могли быть женщины.
Параллельно с развитием государственной религии прогрессировали заботы о почитании мёртвых. Побудительными мотивами для этого являолсь воззрение о дальнейшей загробной жизни. Существовал мир мертвецов на западе, куда ежедневно опускалось Солнце. Поэтому для египтянина слово "западные" означало то же, что и "усопшие".
В круг воззрений о загробной жизни вошёл миф про Осириса, о его смерти и схождении в потусторонний мир; каждая душа, претерпевшая судьбу Осириса, могла подобно ему, возродиться к жизни, могла стать Осирисом:
Как жив Осирис, так и он будет жив, как не умер Осирис, так и он не умрёт, как не погиб Осирис, так и он не погибнет
Постепенно для усопших воздвигали всё более сложные и надёжные гробницы, которые наконец разрослись в каменные сооружения. За исключением одного или несколтких внутренних помещений это был сплошной камень, напоминающий местным туземцам мастабу - скамью, на которой они сидят, поджав ноги, перед своими домами и лавками. Поэтому такие гробницы называют мастабами.
Ритуал помещения мумии покойного в мастабу на этом не заканчивался, а продолжался специальными служителями, с которыми заключался на этот счёт контракт, посредством которого служба персонала обеспечивалась строго определёнными доходами с угодий, юридически установленными и закреплёнными самим вельможей в предвидении смерти. Доход жреца от одной такой гробницы был настолько велик, что он мог одарить подобным же образом гробницу своей дочери.
В позднейшие времена заупокойные обряды знати распространились среди простолюдинов.