Вскоре после правления Гудеа, Утухенгаль - по преданию, сын валяльщика рыбы - поднял всеобщее восстание против кутиев, чья власть давно уже стала ненавистна в Месопотамии. В надписи, составленной от имени Утухенгаля, урукский правитель поносит кутиев такими словами: "Жалящий змей гор, насильник против богов, унесший царственность Шумера в горы, наполнивший Шумер враждой, отнимавший супругу у супруга, отнимавший дитя у родителей, возбуждавший вражду и распрю в Стране". Выступление шумеров против кутиев было поддержано и знамением богов: к моменту начала битвы произошло лунное затмение, серьезно напугавшее предводителя армии кутиев Тирикана. Он бежал с поля битвы, но был выдан шумерской армии жителями местечка, в котором пробовал укрыться со своей семьей. Кутии были успешно изгнаны навсегда.
После победы шумеров началась обычная междоусобная драка между Утухенгалем и Ур-Намму, к которой примкнул энси Лагаша Наммахани. Но ему сразу указали на место, припомнив процветание Лагаша при кутиях. Осталось двое претендентов на власть. Но блестяще начавшееся царствование Утухенгаля вскоре оборвалось: по легенде, он осматривал новый строящийся канал и утонул. Царство перешло к его соратнику Ур-Намму, сделавшего своей столицей г. Ур; Лагаш впал теперь в немилость и индийская торговля теперь перешла к Уру.
Новое государство получило официальное название Царство Шумера и Аккада; хотя почти все надписи и канцелярские тексты составлялись по-шумерски, шумерский разговорный язык в это время уже вымирал, повсюду уступая место аккадскому. Династия, основанная Ур-Намму, в науке обозначается как III династия Ура. Это был период, завершивший этноисторическую жизнь шумеров, с полным правом можно назвать политико-экономическим синтезом старошумерской и аккадской форм государственного устройства.
Ур-Намму (2111-2094 гг. до н.э.) и в особенности его сын Шульги (2093-2046 гг. до н.э.) создали классическое, наиболее типичное древневосточное деспотическое и бюрократическое государство. Сохранилось более ста тысяч документов учета из государственных хозяйств царей этой династии. По счастливой случайности сохранилось два архива центральной администрации из Ура и из Пузриш-Дагана, расположенного к югу от Ниппура, а также архив из Уммы.
На начальном этапе правления III династии Ура много внимания было уделено восстановлению ирригационной сети, сильно запущенной в годы правления кутиев. Но не только в этом заключалось суть политической деятельности царей Ура.
Все храмовые и правительственны хозяйства в пределах Царства Шумера и Аккада - а оно вскоре объединяло не только Нижнюю, но и значительную часть Верхней Месопотамии, а также земли за Тигром и в Эламе - были слиты в одно унифицированное государственное хозяйство. Надо полагать, что государство Ур-Намму имело еще колонии на чужих территориях, например, у истоков Хабура, в окрестностях современного поселка Телль-Брак. Государство III династии Ура, располагаясь на чрезвычайно обширной территории, было значительно более консолидированным, чем Аккад. Причинами этого были, во-первых, система царских хозяйств, объединившая в единый организм почти всю Южную Месопотамию, во-вторых, сильная власть царя, экономическую основу которой и составляли эти царские хозяйства.
История шумерского государства при III династии Ура лучше всего известна по документам хозяйственной отчетности, дошедшим от правителя Шульги (около 2093 - около 2046 гг. до н.э.). Все работники назывались гурушами (молодцами), а работницы - нгеме, т.е. просто рабынями. Тех и других было, вероятно, от полумиллиона до миллиона. Все они - земледельцы, носильщики, пастухи, рыбаки - были сведены в отряды (а ремесленники в обширные мастерские) и работали от зари до зари. Любой отряд или часть его могли быть переброшены на другую работу или даже в другой город совершенно произвольно, причем ткачихи - на бурлаченье, медники - на разгрузку баржей. Работали также и подростки. Фактически это было рабство, хотя это слово в отношении работников-мужчин не произносилось. Смертность была высокой. Ведомостей на постоянные выдачи пайка детям нет - женщины должны были содержать их за счет своего пайка. Но гуруши и нгеме семей, видимо, не имели, и рабочая сила пополнялась, главным образом, за счет пленных. Они доставлялись в Ур, а оттуда уже распределялись по местным государственным хозяйствам. Однако иной раз, угнанных людей, особенно женщин и детей, подолгу содержали в лагере, где множество их погибало. При Шу-Суэне (около 2038-2030 гг. до н.э.), захватившем Симанум на северной границе своего государства, произошло превращение пленных (гражданского населения покоренной страны) в государственных рабов.
Квалифицированные ремесленники, административные служащие и воины тоже по большей части содержались на пайке, хотя и большем, чем рядовые гуруши, - с учетом необходимости кормить семью; администрация государственного хозяйства очень неохотно давала служебные наделы в собственность.
Такая система организации труда требовала огромных сил на надзор и учет. Учет был чрезвычайно строгим - все фиксировалось письменно; на каждом документе стояли печати лица, ответственного за операцию, и контролера; кроме того, отдельно велся учет рабочей силы и отдельно выполненных ее норм. Строго велась отчетность по больным и умершим. До наших дней дошла довольно жуткая ведомость учета смертности среди женщин и детей, тщательно разработанного надзирателями некоего лагеря.
Урожай и продукция мастерских шли на содержание двора и войска, на жертвы в храме, на прокорм персонала и на международный обмен через государственных торговых агентов - тамкаров. Однако торговля не процветала: видимо, слишком большую часть доходов тамкары должны были отдавать государству.
Централизовано было не только государственное землевладение, но и скотоводство. Скот выращивали, главным образом, на жертвы богам, а отчасти для кожевенного и сыроваренного производств. Снабжение храмов жертвами было развернуто по округам; каждый округ поочередно должен был обеспечивать храмы в течение определенного срока. В центр государства со всех его концов сгонялись тысячи голов скота для храма Энлиля в Ниппуре. Это было своего рода налогом.
Вся страна была поделена на округа, которые могли совпадать, а могли и не совпадать с прежними номами; во главе их стояли энси, но теперь это были просто чиновники, которых по произволу царской администрации перебрасывали с места на место. Лишь кое-где в пограничных районах были сохранены традиционные власти. Положение энси было тем не менее очень доходным, и они имели, например, много рабов; но во время жатвы или при срочных ирригационных работах эти рабы должны были помогать в государственном секторе. При этом надо отметить, что положение частного раба было легче положения илотов-гурушей. За ними еще признавались некоторые права (право выступать в суде, даже против рабовладельцев).
Бюрократический власти энси были, вероятно, подчинены и те их общинников, которые не были поглощены царским хозяйством. Об этих общинниках известно только то, что они существовали во время жатвы, часть из них нанималась жнецами. Важнейшего источника сведений о жизни общины, каким в Раннединастический и Аккадский период были сделки купли-продажи, III династия Ура не знает, т.к. купля земли, и вообще вся частная нажива, была запрещена436. В пределах номов народные собрания, как видно, бездействовали, хотя сохранился как пережиток совета старейшин общинный суд.
В стране был установлен жесткий полицейский порядок; войны между номами прекратились и жизнь за пределами города стала менее опасной; повсюду вдоль магистральных каналов стали появляться деревни, расширилась сеть мелких каналов, что, вероятно, позволило увеличить посевные площади.
Организация единого царского хозяйства требовала огромного количества административного персонала, а также много квалифицированных ремесленников. Разоренные в течение аккадского и кутийского периодов общинники охотно шли на эти должности, где пропитание было раз навсегда установленным и обеспеченным. Дошедшие до нас судебные дела этой эпохи показывают, что резко повысилось число частных патриархальных рабов в хозяйствах даже лиц низшего персонала. Поэтому в состав господствующих слоев мелкие надзиратели, чиновники, квалифицированные ремесленники и составили вместе со жречеством, войском и администрацией политическую опору династии.
Одной из центральных фигур в бюрократической системе государства Ура, безусловно, являлся писец. Школы и писцы обязаны своим существованием государству и развивались вместе с ним. Шульги личным декретом повелел брать в школы как можно больше детей, причем позволялось делать исключения и для детей из незнатных и нечиновных фамилий. Писцы нужны были постоянно, система школьного образования непрерывно развивалась и поддерживалась центром. В школе формировались идеологически основы государства, здесь создавались во времена правления царей Ура каталоги литературных произведений, так называемый Ниппурский канон. Вошедшие в канон произведения, отражавшие господствующую идеологию, на протяжении столетий составляли круг чтения для занятий в школе, по ним учились искусству клинописи. Именно в среде образованных писцов были сформулированы основные положения царской идеологии, которая наравне с царской собственностью и бюрократическим аппаратом служила опорой государства. Таким образом, школа оказывала царской власти неоценимые услуги.
Неплохо жили и находившиеся на царской службе судьи, и приближенные ко дворцу жрецы, и прославлявшие царскую власть музыканты.
Власть царей Ура передавалась по наследству, она был абсолютной и неограниченной. В гимне царя Шульги читаем: Я царь четырех сторон света, пастырь черноголовых, герой и бог стран….
Развивавшаяся с 26 в. до н.э. юридическая практика показала, что обычное право стало неприемлемым в повседневной жизни. Развитие государства уже требовало писанного свода законов. Этим, по-видимому, объясняется появление древнейшего законодательного памятника Древнего Востока - законов Шульги. Сохранилось 30-35 положений, регулирующих семейное право, право рабов, аграрное право и рассматривающих случаи лжесвидетельства в судах. Они свидетельствуют о победе новых социально-экономических отношений. Но новые юридические установления применялись только в государственном секторе, тогда как судопроизводство общины продолжало опираться на нормы обычного права444.
Еще одним свидетельством унификационного характера государство было введение денежной единицы веса - мины.
Цари III династии Ура воевали мало. Бои проходило, в основном, в традиционных для шумерской войны местах - в районе Элама и в предгорьях Загроса. Ходили также и в Сирию, и в северную часть Месопотамии, доходили даже до города Библ. При этом сочетали войну с дипломатическими переговорами. Документы показывают, что активность шумерской армии в это время была невысока, зато в большом количестве по дорогам Ближнего Востока ходят урские эмиссары в лице дипломантов и торговых агентов, призывающие пограничные с Шумером государства к активному сотрудничеству, прославляющие власть урского царя.
Цивилизации Древнего Востока
Сообщений 31 страница 40 из 48
Поделиться312009-04-12 22:59:26
Поделиться322009-04-12 23:30:55
Около ста лет просуществовало царство III династии Ура, и, казалось, ничто не может быть прочнее и устойчивее. Упорядочены были даже культы богов: разнообразные и взаимно противоречивые системы номовых божеств были сведены в единую общую систему во главе с покровителем государственности - царем-богом Энлилем Ниппурским. По обе руки от Энлиля в ниппурском собрании восседали Ан и Энки. Ниже шли семь или девять богов, называемых Ануннаками (впоследствии судьи людей в загробном мире); в их число входили Инанна, Уту Нанна, или Суэн (по-аккадски), Нергал и несколько второстепенных божеств. У подножия этой лестницы размещалось несколько сотен остальных богов. Каждый город имел своего бога-покровителя с женой, сыновьями и богами-слугами. Все божества шумерского пантеона того времени являются и шумерскими, и семитскими. Разница уже не ощущается - даже всемогущий Энлиль может теперь почитаться под именем семитского Бела (господин, владыка). За всеми богами строго закреплено родословие, которое упоминается в посвящаемых им гимнах.
Также было создано, или, во всяком случае, систематизировано, учение о том, что люди были сотворены богами для того, чтобы они кормили их жертвами и освободили от труда. Все цари, начиная с Шульги, обожествлялись и потому причислялись к богам в смысле обязанностей людей по отношению к ним. Есть предположение, что сам Шульги был обожествлен на 30-ом году своего правления, но есть и мнение такого рода, что все тексты, в которых Шульги предстает как бог, составлены после его смерти. В традиции обожествления царя видели наследственный принцип: шумерский царь должен был быть одновременно и шумерским богом. Под обожествленного царя подстраивался весь мировой порядок: в его честь существовали специальные ритуалы, в небе сияла звезда, названная именем Шульги, а в урском календаре появился даже специальный месяц, связанный с праздником в честь бога Шульги. Наряду с царским у царей есть божественное родословие: так, Шульги состоял в родстве с полубогом-получеловеком - лугалем Урука Гильгамешем - и на называл себя его братом. Специальных храмов царям не строили, но строили святилища или притворы в больших храмах, где им, или их статуям приносились жертвы, как и их умершим предкам. При III династии Ура - кажется, в первый и последний раз в истории Месопотамии - над могилами царей возводились мавзолеи.
Тогда же был создан Царский список, а с ним и учение о божественном происхождении царственности, которая в первоначальные времена спустилась с неба и с тех пор в неизменной последовательности вечно пребывала на земле, переходя от города к городу, от династии к династии, пока не дошла до III династии Ура. Согласно концепции Царского списка, во время мирового потопа царственность вернулась на небо, а затем снова спустилась с небес. Таким образом, задача Царского списка было внушение мысли о божественном происхождении власти III династии Ура и единой от начала мира преемственности этой власти по прямой линии.
От последних веков шумерской цивилизации до нас дошли многочисленные гимны богам и царям, бывшие по сути аранжированными записями государственных гимнов. Частью эти гимны имеют древнее происхождение и переписаны со старых табличек (хотя и с неизбежными нововведениями в плане композиции), частью же перед нами совершенно новые, синхронные записи произведений, составленных по определенному поводу из жизни иссинского или урского царя453. Гимны, дошедшие до нас, содержат в основном только основные царские ритуалы, преимущественно весенние. Царский ритуал, который приходился на время разлива рек и равноденствия, делился на пять основных событий:
1. Путешествие городского бога к своему отцу с просьбой об обновлении царственности в городе. Получение им МЕ, дающих возможность власти.
2. Выдвижение царя как молодого героя на битву с чудовищами, желающими захватить город и лишить его жизни
3. Борьба и победа царя. Принесение военных трофеев в храм своего бога.
4. Интронизация царя
5. Священный брак царя и жрицы в священном загоне, имитирующий соединение двух богов.
Этот ритуал был крайне важен и ценен для жителей Месопотамии и определял судьбу всего живого на предстоящий год, и все, что следовало за этим ритуалом, могло объясняться только на его основе.
С царским культом связаны и обряды, участия в строительстве каналов (гимн в честь царя Ур-Намму), ритуального бега (бег Шульги из Ниппура в Ур), сева и возведения божьей колесницы. Все эти обряды связаны с основными событиями шумерского года и мира - с интронизацией и священным браком правителя.
Из хозяйственных и административных текстов III династии Ура также можно представить примерный сценарий урского празднества акиту. Акиту был одним из самых основных календарных праздников Шумера и посвящался смене полугодий, справлялся дважды на весеннее и осеннее равноденствие457.
Письменные источники (две погребальные песни-элегии, обнаруженные С.Н. Крамером среди клинописной коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина, и так называемое Нисхождение Ур-Намму в Подземный мир) дают нам представление и о погребальном ритуале. Кладбища располагались за чертой города, иногда даже на другом берегу реки. Хоронили только в землю, сожжение и захоронение урн не практиковали. Кладбища часто размывались наводнениями, и часто можно было видеть трупы, плывущие по реке (в последствии в шумеро-аккадской словесности этот образ стал знаком бренности всего земного). Гробов не было. Умершего на носилках доставляли на кладбище; если нужно было перевозить на лодке, платили перевозчику от лица покойного. Перевозчик назывался человек реки людей того берега. В обряде погребения обязательно принимали участие жрицы-плакальщицы, причитавшие по особому канону. Если покойный был состоятельным человеком, вместе с ним в могилу клали значительные по своему составу и количеству жертвы, необходимые как для личного пользования, так и для раздачи чиновникам Подземного мира. Так, Ур-Намму, попадая в Подземный мир, первым делом приносит жертвы семи подземным богам в их дворцах. Затем он одаряет жрецов и чиновников-писцов, от которых, видимо, зависела его дальнейшая участь. Добираясь до центра Подземного мира, Ур-Намму встречается с Гильгамешем, который объясняет ему правила жизни в стране мертвых. Но не проходит и десяти дней, как несчастным узником овладевает желание подняться наверх. Боги определили его стране процветание и изобилие, но ему самому не увидеть красот земного мира. Но для правивших в прошлой жизни особ в Шумере существовал праздник выхода отцов. Вероятно, в одноименном месяце был ритуал, связанный с представлениями, что наиболее важные предки должны в этом месяце оказаться среди живых и принимать подарки. Люди должны были кормить и снабжать важных предков жертвами, после чего отцы помогали поднимавшемуся Солнцу победить мрак, воцарившийся на земле.
Время III порождает два жанра словесности - царский гимн и псевдонадпись. Царский гимн представляет собой развернутое славословие в адрес обожествленного царя с непременным повествовательным элементом внутри песнопения. Царский гимн перехватывает инициативу у царской надписи в области развития стиля. Будучи, с формальной точки зрения диалогом солиста и хора, царский гимн стремится к максимально подробной и точной передаче какого-либо события, связанного с жизнью урского царя. Так, например, из гимнов Шульги мы узнаем о его путешествии в Урук, где совершается его священный брак с богиней Инанной; или о его сакральном рождении по воле Энлиля и Нанны. Псевдонадпись, впоследствии столь популярная у вавилонян и ассирийцев, представляет собой уже рефлексию на тему классической надписи. Существует, например, псевдонадпсиь, составленная от имени урукского царя Утухегаля и подробно рассказывающая о его битве с войском кутиев. Царская надпись, начавшаяся как отчет о реальной деятельности, под конец цивилизации дала примеры вымышленного текста, в котором каждая деталь реальной жизни приобретала характер литературного топоса.
Существование царства Шумера и Аккада прервали пастушеские племена западных семитов, т. наз. амореев, гонимые засухой из Сирийской степи, они стали переходить Евфрат, угрожая оседлым поселениям Месопотамии. При царе Шу-Суэне была построена стена длиной примерно 200 км., отделявшая Шумер от кочевых народов. Около 2025 г. до н.э. они перешли Верхнюю Месопотамию поперек, с запада на восток, и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии.
Царь Ура Ибби-Суэн (2027-2003 гг. до н.э.) был в это время, по-видимому, в Эламе. Увлеченный своей военной победой, он недооценил опасности. Амореи уже гнали свой скот на хлебные поля, окружали города, отряды гурушей разбегались, грабя казенное добро вместе с амореями.
Вернувшись в Ур Ибби-Суэн застал там голод и послал своего чиновника Ишби-Эрра за закупкой хлеба у общинников. Но Ишби-Эрра предал своего правителя и позднее объявил себя царем Шумера и Аккада. Ур во главе с Ибби-Суэном оказался в кольце голода, но это были не все бедствия. Амореи пропустили на территории Месопотамии эламские войска, которые заняли Ур в 1997 г. до н.э. и увели в цепях Ибби-Суэна в эламскую землю Аншан. Таким образом, Ишби-Эрра стал единственным царем Месопотамии, провозгласив создание I династии Иссина, и стараясь подражать царям III династии Ура. Но эти попытки оказались неудачными и вожди амореев стали завоевывать власть по всей Нижней Месопотамии. Началась уже другая страница в истории Двуречья, известная под названием Старовавилонский период.
Поделиться332009-04-17 02:03:10
Не совсем свежая, но малоизвестная информация по теме
http://www.membrana.ru/articles/global/ … 43900.html
Поделиться342009-05-18 16:48:37
Скляров:
Следы древней единой письменности
Оказывается, в последние десятилетия набралось уже столько археологических фактов и результатов исследований, что выдвинутое предположение перестает казаться абсурдным для нас, - тех, для кого связь между звучащим и написанным словом представляется неизбежной и неразрывной. Впрочем, эти находки и исследования дают столько неожиданной информации, что заставляют нас задуматься о "нерушимости" и других выводов устоявшейся точки зрения.
Скажем, недавно в средствах массовой информации замелькали сообщения об обнаружении в Средней Азии некоей "новой, ранее неизвестной цивилизации". На самом деле вся ее "новизна" порождена лишь привычкой академической науки активно (или пассивно?) замалчивать "неудобные" для нее факты по причине только того, что они не вписываются в официальную картинку прошлого.
"...когда журналисты утверждают, будто эта цивилизация обнаружена только сейчас, это неверно. Впервые ее следы обнаружил археолог-любитель генерал Комаров в 1885 году. В 1904 году его раскопки были продолжены американцем Помпелли и немцем Шмидтом... Далее раскопки были продолжены уже советскими археологами, но не там, где копал генерал Комаров, а в других местах - он, а затем Помпелли и Шмидт действовали не очень грамотно и изрядно попортили место раскопа. Пять лет назад на этом месте стала работать экспедиция американских археологов во главе с очень известным ученым Ламбертом-Карловски, с которым мы очень хорошо знакомы. В ее состав с самого начала входил и Гиберт, имя которого связывают с находкой камня с письменами, - молодой, очень талантливый ученый" (доктор исторических наук, ведущий российский специалист по Средней Азии Борис Литвинский)
Вот так!.. За целых сто лет ни в одном школьном учебнике, ни в одном доступном широкой публике издании не появилось ни слова о целой цивилизации!.. Да еще какой!..
"Утерянная цивилизация, судя по ее останкам, была очень мощной. Она занимала территорию длиной в 500-600 км и шириной в 100 км, которая начинается в Туркмении, пересекает пустыню Кара-Кум, тянется к Узбекистану и, возможно, захватывает часть Северного Афганистана. После нее остались фундаменты монументальных кирпичных зданий с множеством комнат, огромные арки. Поскольку настоящее имя этой страны не сохранилось, археологи дали ей свое - теперь она называется Бактрийско-Маргианский археологический комплекс, по имени более поздних древнегреческих территорий, располагавшихся в этом районе. Ее жители строили города, занимались разведением коз, выращивали злаки, умели обжигать глину и выплавлять из бронзы различные инструменты. Единственное, чего им не хватало для полного джентльменского набора - это письменность".
В средствах массовой информации появились даже сообщения об обнаружении в данном регионе пирамид с гладкими боковыми гранями как у пирамид Гизы, - только меньших размеров!..
Но втиснуть-то эту цивилизацию в имеющуюся картинку прошлого никак не получалось. Уж слишком много надо пересматривать... Тем более, что Помпелли и Шмидт датировали свои находки аж VII тысячелетием до н.э. (т.е. на 3-4 тысячелетия раньше официальной датировки Древнего Египта и цивилизации Междуречья)!!! Что делать?.. "Ответ" тривиален: перед широкой публикой опустили занавес молчания, а для специалистов "подкорректировали малость" датировку, объявив выводы Помпелли и Шмидта ошибочными. Ныне данная цивилизация "датируется" 23-м веком до н.э. Вот так: простенько и со вкусом...
Собственно, прорыву блокады молчания вокруг среднеазиатской культуры способствовала всего одна находка, которая довела тот самый "джентльменский набор" цивилизации до полного комплекта.
"В 90-х годах д-р Гиберт начал копать понемногу, постепенно добираясь до более глубоких, и потому более ранних, слоев обживания. В июне [2001] года он был вознагражден за труды во время раскопок под помещением, как оказалось, древнего административного здания Анау. Именно там он нашел символы, вырезанные на куске блестящего черного камня, типа угля, размером меньше одного дюйма (1 дюйм = 2,54 см) в поперечнике. Археологи полагают, что это была печать, которую в античные времена обычно использовали в коммерции для метки груза по его содержимому и владельцу".
"Сложности с осмыслением нового элемента этой исчезнувшей культуры - ее возможной письменности - возникли, когда к исследованиям найденного неподалеку от Ашхабада, в местечке Анау, камушка подключились специалисты по древнекитайской письменности. Красным значкам на нем с самого начала приписывалось сходство с прообразами иероглифов. Но в таком случае получается, что эта письменность возникла по меньшей мере за тысячу лет до какой бы то ни было китайской письменности! И, тем не менее, независимые исследования, проведенные двумя экспертами - докторами Куи Ксигу из Пекинского университета и Виктором Мэйром из Пенсильванского, - указывают на то, что древние знаки очень похожи на письмена династии Западная Хань, а это период относительно недавний - от 206 года до новой эры до 9 года после Рождества Христова".
И тут началось!.. То выдвинули версию, что находка "пришлая" и ее просто обронили гораздо позднее торговцы т.н. Шелкового Пути. То объявили, что по одиночной находке вообще нельзя делать выводов о наличии развитой письменности...
Но сначала археологи опровергли первое возражение, подтвердив местное происхождение артефакта, а затем и "порылись в закромах памяти".
"О единственном другом примере возможной письменности народа БМАК сообщил два года назад д-р И.С. Клочков из Института Археологии в Санкт-Петербурге. В развалинах Гонурвита он нашел черепок, на котором оказались четыре буквы неизвестной письменности и языка. Другие российские исследователи обнаружили признаки того, что люди культуры БМАК наносили обозначения условными знаками на гончарных и глиняных изделиях".
В общем, пока одни трудятся на ниве преуменьшения значимости находки, другие прикладывают усилия в прямо противоположном направлении. Обычное дело...
Такая же разноголосица имеет место и в анализе самих значков на артефакте. В то время как одни исследователи категорически отвергают сходство обнаруженной надписи со знаками Месопотамии и Индии (Мохенджо-Даро и Хараппа), другие наоборот обнаруживают ее сходство, в частности, с древне-шумерской письменностью.
Правда, "странное" сходство обнаруженных знаков с китайскими иероглифами уже никто не берется оспаривать, хотя между двумя цивилизациями тысячи километров и тысячи лет. И это позволяет нам уже не обращать особого внимания на вышеупомянутые споры, поскольку еще задолго до обнаружения среднеазиатской находки:
"Исследования определенно показали, что самые ранние формы китайской письменности, появившиеся после 2000 года до РХ, были заимствованы из шумерского письма. Пиктографические знаки не только выглядели сходными, но и произносились одинаково, а слова, имевшие в шумерском языке несколько значений, были многозначны также и в китайском" (Элфорд, "Боги нового тысячелетия").
Таким образом, учитывая "перекрестное" сходство элементов артефактов (в том числе сходство ранней шумерской письменности с древнеиндийской), уже имеем факт сходства письменности в четырех регионах: Междуречье, Индия, Средняя Азия и Китай.
Находясь в рамках устоявшихся стереотипов, подавляющее большинство исследователей в попытках объяснения сходства письменности (да и культур в целом) прибегает к модной ныне "палочке-выручалочке" - гипотезе массовых миграций. Но вот, что обнаруживается: в зависимости от автора (и от анализируемых этим автором данных) древние народы бегают через все Евразию то с востока на запад, то с запада на восток; то "расширяют свое влияние" с юга на север; то "подвергаются нашествию" с севера на юг... И в поисках "прародины" исследователи уже перебрали весь материк (некоторые забираются даже в Африку, поскольку ранние формы древнеегипетской письменности также обнаруживают сходство с письменностью Древнего Шумера!)...
file://localhost/E:/DOCUME~1/Oleg/LOCALS~1/Temp/Rar$EX00.125/babilon/text1.htm
Поделиться352009-05-18 18:13:00
Олег
Скажем, недавно в средствах массовой информации замелькали сообщения об обнаружении в Средней Азии некоей "новой, ранее неизвестной цивилизации". На самом деле вся ее "новизна" порождена лишь привычкой академической науки активно (или пассивно?) замалчивать "неудобные" для нее факты по причине только того, что они не вписываются в официальную картинку прошлого.
Полная ерунда.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1724199/
"Утерянная цивилизация, судя по ее останкам, была очень мощной. Она занимала территорию длиной в 500-600 км и шириной в 100 км, которая начинается в Туркмении, пересекает пустыню Кара-Кум, тянется к Узбекистану и, возможно, захватывает часть Северного Афганистана. После нее остались фундаменты монументальных кирпичных зданий с множеством комнат, огромные арки.
Об этом читал ещё в книге 60х годов издания, название забыл.
Но втиснуть-то эту цивилизацию в имеющуюся картинку прошлого никак не получалось. Уж слишком много надо пересматривать... Тем более, что Помпелли и Шмидт датировали свои находки аж VII тысячелетием до н.э. (т.е. на 3-4 тысячелетия раньше официальной датировки Древнего Египта и цивилизации Междуречья)!!! Что делать?.. "Ответ" тривиален: перед широкой публикой опустили занавес молчания, а для специалистов "подкорректировали малость" датировку, объявив выводы Помпелли и Шмидта ошибочными. Ныне данная цивилизация "датируется" 23-м веком до н.э. Вот так: простенько и со вкусом...
Датировки Помпелли и Шмидта были неверными, всё остальное весьма раздуто. Собственно, остальное комментировать нет смысла т.к. очередной мыльный пузырь.
Поделиться362009-05-18 19:19:50
Датировки Помпелли и Шмидта были неверными, всё остальное весьма раздуто. Собственно, остальное комментировать нет смысла т.к. очередной мыльный пузырь.
Возможно - учёным виднее. Скляров, как видно из цитаты, считает, что их результат объявлен неверным...
Интересно, что говорит наука о единстве - или отсутствия единства у древних языков и письменности?
Поделиться372009-05-18 19:36:02
Олег
Интересно, что говорит наука о единстве - или отсутствия единства у древних языков и письменности?
Не так давно открыто "предметное письмо", появившееся около VI тыс. до н.э. Его образцы найдены на территории Месопотамии, Сирии и Ирана.
/Schmandt-Besserat D. - Before Writing. Texas. 1992; How Writting Came About. Texas. 1996./
Обычно - это мелкие поделки из глины и камня, геометрической формы (шарики, цилиндры, диски, конусы). По всей видимости эти фигурки представляют собой счетные фишки. В IV тыс. до н.э. такие фишки стали помещать в глиняные конвертики, на некоторых из них есть оттиски печатей.Узнать, сколько в конвертике фишек, можно было после того как конвертик разбивали. Это было неудобно, поэтому на каждом конвертике со временем начали оттискивать форму и число фишек, а ещё через какое время стали довольствоваться оттисками. По мнению ряда ученых, именно, таким образом произошел переход от "предметного письма" к первым рисунчатым знакам на глине.
Т.е. не знаю как там насчет Китая , а вот Египет наверное не имел общего с шумерской клинописью.
Отредактировано ayoe (2009-05-18 19:52:57)
Поделиться382009-05-18 21:39:38
Благодарю.
А что Вы скажете по поводу мер длины?
Ньютон определил "духовный" локоть в 528,0655мм или 527,9131мм, основываясь на работе древнееврейского Иосифа при описании длины окружности колонн Иерусалимского храма. При этом он заключил, что этот самый духовный локоть вместе со "светским" локтем использовался при сооружении пирамиды Хеопса. Налицо связь мер длины Египта и Палестины.
Стеккини даёт значения трёх (королевских) локтей:
-524,1483мм - для измерения географических расстояний, исходя из обмера Египта с севера на юг в 1 500 000 таких локтей;
-525,00мм - это 7/6 от древнеегипетского локтя 450мм, и это эталон для пирамиды Хефрена;
-526,3231мм - это эталон саркофагов пирамид Гизы.
А для жителей Месопотамии ранней эпохи Леман-Опт (как пишет тот же Стеккини) даёт значения локтя в 491,16мм.
Как я понимаю, различие мер длины в разных регионах было вызвано тем, что в древности значения длины локтя, фута, стадия соотносились с длиной одного градуса широты...
Поделиться392009-05-19 00:19:34
Олег
Как я понимаю, различие мер длины в разных регионах было вызвано тем, что в древности значения длины локтя, фута, стадия соотносились с длиной одного градуса широты...
Как вы далеко шагнули Не думаю, что древняя мера длина каким-либо образом завязана с широтой
амматум - "локоть", мера длины в Месопотамии равная 49,5 см.
ашлу - "веревка", мера длины в Месопотамии, равная приблизительно 59 м.
бар - мера емкости для сыпучих тел в Месопотамии; 1бар = 10 ка
беру - мера длины в Месопотамии равная 10 км.
бур - мера площади в Шумере и Вавилонии, равная приблизительно 6,35 га. 1 бур = 18 ику = 1800 сар.
гур - курру, применявшаяся в Шумере и Вавилонии единица емкости, равная приблизительно 252,6 л. Зерно измеряли объемами, а не весом. 1 гур = 300 ка (сила)
ику - мера площади в Шумере и Вавилонии равная около 3528 кв.м; 1 ику = 100 сар.
имер - "ослиный вьюк", в Месопотамии мера емкости равная 84 л.
ка - шум. сила, единица объема в Шумере и Древней Вавилонии равная 0,84 л (иногда 0,42 л). 300 ка (сила) = 1 гур.
карша - мера веса в Месопотамии; 1 карша = 10 сиклей.
кат - "горсть", мера емкости в Месопотамии; величина ее неизвестна.
марриш - мера емкости для жидкостей в Месопотамии; 1 марриш = 10 ка.
мина - ( шум. мана) мера веса в Шумере и Вавилониии составляющая около 505 г. 1 мина = 60 сиклей (шум. гин); 60 мин = 1 таланту (шум. гу)
сар - досл. сад, в Шумере и Вавилонии мера площади равная приблизительно 35 кв.м. 1 сар = 60 гин = 180 ше; 100 сар = 1 ику; 1800 сар = 1 бур ~ 6,35 га.
сикль - шум. гин, вавилонская единица веса, равная 8,4 г, 1 сикль =1/60 мины. В старовавтлонский период 1 сикль золота = 6 сиклей серебра; при Навуходоносоре 1 сикль золота = 12 сикль серебра и 1 сикль железа = 8 сикль серебра.
талант - (шум. гу) единица веса в Шумере и Вавилонии равная примерно 30,3 кг. 1 талант = 60 мин = 3600 сиклей = 648 000 ше.
шеум - ше, досл. зерно, мера веса в Шумере и древней Вавилонии приблизительно равная 0,046 г. 180 шеум = 1 сиклю (шекелю или шум. гин); в нововавилонский период ше практически вышло из употребления.
http://hworld.by.ru/encyc/term/a.term.html
Поделиться402009-05-19 01:39:55
Благодарю!
Не думаю, что древняя мера длина каким-либо образом завязана с широтой
И я так не думал... раньше.
Пьяцци Смит решил, что духовный локоть, применявшийся при строит-ве Вел. пирамиды был равен 25,025 англ. дюйма и был равен локтю, который применял Моисей для сооружения храма и Ной для сооружения ковчега. Смит сам поехал измерять пирамиду, после чего заключил, что
линейная мера фундамента... привела к выработке эталонной меры длины, которая более научно и восхитительно соизмерима с параметрами Земли...
Питри развенчивал Смита, но одновременно подтвердил Тейлора:в размерах пирамиды были включены параметры земного шара.
Дэвидсон:
Человеку потребовалось несколько тысяч лет для того, чтобы обнаружить экспериментальным путём, что первоначально он знал более надёжные и простые способы. Это означает, что вся эмпирическая база современной цивилизации - рукотворная коллекция гипотез, тогда как законы природы - база цивилизации прошлого
Стеккини пишет, что общая протяжённость Египта от 24 град 00 мин. до города Бехдет составляла 1800 тысяч географических локтей. 400 локтей= 1 стадия, а 600 стадий=1 градусу, поэтому расстояние страны с севера на юг составляло 4500 стадий.
Затем к локтю добавили седьмую ладонь - и получился королевский семеричный локоть, после чего длина страны составила 1 500 000 корол. локтей.
В Древнем мире один градус широты обычно равнялся 360 000 футов (600 стадиям). Моряки и путешественники, посещавшие восточное Средиземноморье и Ближний Восток, вычисляли градус долготы как равный приблизительно 500 стадиям или 300 000 географическим футам (92 339 метрам). Такой расчёт расстояния корректен для территории между 34 град. и 35 град. параллелями
У египтян один стадий, в соответствии с семеричной системой измерений, составлял 1/10 минуты градуса = 350 королевских локтей= 183,45м. А 1 градус широты= 14 атурам...