Форум Свободы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Свободы » Античность » Цивилизации Древнего Востока


Цивилизации Древнего Востока

Сообщений 1 страница 10 из 48

1

Цивилизации на Ближнем Востоке возникли практически одновременно с зарождением культуры Древнего Египта, но с самого начала у древних цивилизаций Месопотамии был свой путь развития. Эта территория была отлична, прежде всего, наличием разных этносов, их постоянным перемешением друг с другом и рождением в III тысячелетии до н.э. своеобразных культур Шумера и Аккада.
      Во II тысячелетии до н.э. территория распространения цивилизаций Ближнего Востока существенно расширилась. Теперь сюда вошли Вавилонские царства, государства Малой Азии (хеттов и хурритов), финикийские города.
      I тысячелетие до н.э. вошло в историю как эпоха великих империй. Это было время доминирования сменявших друг друга Новаассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской держав. Но не только они составили исторический фон, в этом тысячелетии в орбиту мировых цивилизаций вошли Урарту, скифы, сарматы, фригийцы, карфагеняне и др.
      Открытие древнейших земледельческих культур Ближнего Востока явилось важным событием исторической науки, заставившим пересмотреть прежние концепции не только региональной, но и мировой истории. До обнаружения в 1948 г. в горах иракского Загроса американским археологом Р. Брейдвудом остатков поселения архаических земледельцев Джармо, V тысячелетие до н. э. считалось временем едва ли не максимальной древности для культур первых земледельцев Передней Азии. Применение радиоуглеродного анализа ко вновь открытым памятникам показало, что речь должна идти о VII-VI и даже VIII тысячелетии до н. э. Но важна была не только их существенно увеличившаяся древность - в глубине этих тысячелетий скрывались культуры весьма высокого уровня развития, с выдающимися достижениями в разных сферах деятельности, в том числе и в области искусства.
      Изучение памятников, давших опорные материалы для решения этой проблемы, проводилось экспедициями Р. Брейдвуда в Ираке, Иране и Турции. Научной сенсацией стало открытие К. Кеньон докерамического Иерихона, а затем Дж. Меллартом малоазиатского Чатал-Хююка. Важные исследования в Иордании, а затем в Северной Месопотамии были проведены Д. Киркбрайт, новые данные получены в ходе работ советской археологической экспедиции в Ираке, возглавлявшейся Р. М. Мунчаевым.
      Переход к земледелию и скотоводству, которое в Старом Свете лучше всего освещается археологическими материалами Ближнего Востока, был сложным процессом. Неверно связывать его с одной какой-либо причиной, например, с изменением природной среды, заставившим будто бы ближневосточных охотников и собирателей срочно перейти к новым способам получения продуктов питания. Изменения природной среды случались и ранее, но лишь на определенной стадии развития общество смогло осуществить столь сложные преобразования хозяйственной системы. Не выдерживает критики бывшая одно время популярной теория о возникновении земледелия и скотоводства в условиях прогрессирующей засухи. Показательно, что на Ближнем Востоке в период верхнего палеолита, мезолита и неолита животный мир не изменился сколько-нибудь существенно.
Судя по исследованиям в районе озера Зайбар в иранском Загросе, здесь 20-10 тысяч лет тому назад господствовал сухой прохладный климат и преобладали лесные ландшафты. Природные условия Ближнего Востока X-VI тысячелетий до н. э. были весьма благоприятными для развития земледелия и скотоводства, но именно человек создал новую хозяйственную систему.
      Переход к земледелию и скотоводству, истоки которого на Ближнем Востоке восходят еще к эпохе мезолита, был закономерным следствием целого ряда общественных процессов, результатом благоприятного сочетания социальных и природных факторов. К числу последних, безусловно, относится наличие определенных видов домашних животных и культурных растений. Однако те же животные и те же растения существовали и в палеолите. Так, известно, что как в Азии, так и на территории нынешнего Судана растения (дикие злаки) употреблялись в пищу уже в XVIII-XVII тысячелетии до н. э. (сохранились каменные зернотерки и жатвенные ножи), остатки зерна обнаружены лишь в поселениях XVIII-XVII тысячелетий до н. э.3 Поэтому первостепенное значение в переходе к новым формам ведения хозяйства сыграли сложившиеся в недрах самого общества предпосылки. Современная наука относит возникновение земледелия приблизительно к 7000 г. до н. э.. Одной из таких предпосылок было наличие высокоразвитого хозяйства, основанного на собирательстве, охоте и рыболовстве в разных долях, и значительная плотность населения. Последняя затрудняла расширение освоенной территории, на которой природные ресурсы использовались бы прежними методами. Для Восточного Средиземноморья о высокой плотности населения, видимо, можно говорить уже с эпохи среднего палеолита, когда мы наблюдаем сосуществование и взаимодействие целого ряда разнокультурных, а возможно, и разноэтнических групп. На определенном этапе имел место и кризис традиционных способов получения продуктов питания. Прежние способы больше не обеспечивали потребности коллективов. Население было вынуждено осваивать места, мало удобные для охоты, увеличивается доля собирательства съедобных моллюсков.
      Важнейшей предпосылкой перехода к новым формам хозяйствования был уровень развития техники и орудий труда. Пластинчатая вкладышевая техника, достигшая вершин совершенства в пору мезолита, позволяла создавать формы орудий в прямой зависимости от необходимости их использования. Именно на основе этой техники было создано важное орудие ранних земледельцев - сначала в виде прямого жатвенного ножа, а затем и изогнутого серпа, по высокой производительности не уступавшего серпу, сделанному из бронзы. Огромное значение имел интеллектуальный уровень человеческих коллективов, накопление ими положительных знаний об окружающей живой и мертвой природе, способность к абстрактному мышлению и предвидению последствий предпринимаемых ими действий в отдаленном будущем. В отличие от охоты и рыболовства посев зерна не дает немедленного реального результата.
      Переход к земледелию и скотоводству не только был следствием действия целого ряда факторов, но и сыграл кардинальную роль в развитии человечества. Английский археолог Г. Чайлд предложил использовать понятие "неолитическая революция", имея в виду кардинальные перемены, происшедшие в экономическом базисе общества. Археологические материалы, и в первую очередь раскопки на Ближнем Востоке, на большом фактическом материале продемонстрировали кардинальные перемены в обществе и культуре после перехода к земледелию и обычно сочетавшемуся с ним скотоводству. Познакомившись со злаками, люди стали создавать долговременные поселения. Древнейшим среди которых считается Ком-Обо (XIII-XII тысячелетия до н. э.), расположенное немного севернее Асуана. На территории около 1 га здесь длительное время жил коллектив из 160-180 членов, которые вели хозяйство на территории 350-400 га. Переход с активному собирательству, а затем земледелию приводит к тому, что увеличивается население как в абсолютном отношении, так и по плотности. Последняя, по ориентировочным оценкам, возрастает почти в 100 раз. Повсеместно наблюдается рост благосостояния, и скорее всего именно накопление богатств, включая, разумеется, запасы продуктов питания, вынуждало первых земледельцев заботиться об их обороне - их поселки окружают стены, складывается первобытная фортификация. Новая система благоустроенного быта выступает резким контрастом в сравнении с открытыми стоянками и пещерными стойбищами палеолитического человека. Теперь поселения состоят из прочных домов с тщательно разработанным интерьером, с окраской полов и стен, устройством сидений. Развивается в широких масштабах прикладное искусство - появившиеся глиняные сосуды не только служат для хозяйственных нужд, но и ярко украшаются. Массовое развитие получает мелкая пластика с выразительными фигурками людей и животных, изготовление украшений становится постоянной отраслью производства. Недаром первые цивилизации возникают именно на основе раннеземледельческих культур, творчески развивая их достижения. Не менее важными были социальные и экономические последствия перехода к земледелию: производительность труда в совершенствующихся системах земледелия таила в себе возможность возникновения эксплуатации. Вместе с тем, "неолитическая революция" обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных территорий.
      Последние исследования на Ближнем Востоке показали, что цивилизации зародились не в одном районе Ближнего Востока. Известно по крайней мере четыре центра ее зарождения, развивавшиеся почти одновременно и независимо друг от друга: западные склоны и долины гор Загроса, регион Палестины и Иордании, Северо-Восточная Африка и южная часть Анатолийского плато. Сейчас исследователи намечают три фазы древнейшего земледелия на Ближнем и Среднем Востоке:

1.       IX-VIII тысячелетия до н. э. - начинаются первые регулярные попытки доместикации растений и животных и завершается появлением первых земледельческих поселков. Они располагаются еще непосредственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в предгорьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памятники первой фазы - Карим Шахир, Зави Чеви Шанидар, Гандж-Даре-Е. Выращивание злаков еще не началось, но, безусловно, идет интенсификация собирательства.

2.       VII тысячелетие до н. э. - уже одомашнены злаки, наиболее распространена эммеровая пшеница. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Основные памятники в Загросе- Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-Е, на границе аллювиальной долины - Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине - Телль Магзалия. Архитектура уже достаточно развита, в некоторых  поселках  существовали фортификационные системы. Значительная долговременность поселков уже приводит к образованию больших теллей. Их нижние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика.

3.       Конец VII-V тысячелетие до н. э. - завершение процесса доместикации растений и формирование полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Появляются простые ирригационные системы.

      Памятники Сиро-Палестинского региона. Перемены в области хозяйства и культуры нашли прямое отражение в археологических материалах, характеризующих раннеземледельческие комплексы и культуры. В набор признаков, дающих устойчивые сочетания, входят каменные или глинобитные дома, глиняные фигурки, разнообразная посуда - сначала каменная и деревянная, а затем и глиняная, небольшие топоры и тесла из шлифованного камня. Высокопроизводительные каменные, кремневые и костяные орудия полностью удовлетворяли производственные потребности ранних земледельческо-скотоводческих общин. Находки на некоторых памятниках кованых бус и небольших проколок из меди не меняют этой общей картины. Неолитические орудия труда безраздельно господствуют в производстве.
     
Эти общие закономерности развития по-разному проявлялись в культуре отдельных племенных групп. Особую культурную зону образовали на Ближнем Востоке комплексы, распространенные в Палестине, Иордании и Сирии, общей чертой которых является их формирование на основе натуфийского мезолита. Возможно, натуфийцы были пришельцами и селились в пещерах и на площадках перед ними (на горе Кармел и в Иудейских горах) или сооружали жилища на открытых местах. Они принадлежали к евроафриканской расе, были приземисты, с удлиненными черепами, средний рост достигал несколько более 150 см.
      Особенно интересный материал, связанный с натуфийскими поселениями X-IX тысячелетий до н. э. дали раскопки в Эйнане (Айн-Маллаха), расположенном на озере Хуле в верхнем течении реки Иордан. Здесь обнаружены около 50 домов, обитатели которых, наряду с охотой и рыболовством, занимались собирательством диких злаков, пользуясь новыми, дотоле неизвестными орудиями. Дома были около 7 м каждый, располагались около площадки с большим количеством обмазанных глиной ям колоколовидной формы - видимо, для хранения пищи. Помимо серпов с кремниевыми вкладышами и каменных зернотерок здесь обнаружены ступы для шелушения зерна и корзины для хранения и сушки зерна. Каменные ступы (иногда базальтовые, весом до 50 кг), более чем какие-либо другие предметы свидетельствуют об оседлом образе жизни. В пользу оседлости говорят также наземные сооружения для хранения запасов продовольствия. Они строились на территории поселения, иногда могли использоваться для захоронения владельца. В захоронениях Эйнана были найдены древнейшие произведения искусства, характерные для культуры ранних земледельцев: схематичные каменные женские фигурки, орнаментированные базальтовые сосуды, резные изделия из кости, украшения из раковин. Наиболее интересным является в Эйнане погребение вождя с женщиной (возможно, супругой или наложницей). Это погребение демонстрирует, какое важное значение придавалось погребению знати. Натуфийские поселения, следы которых также обнаружены в дельте Нила (Хелуан) и в горах на побережье Красного моря (оазис Лейк-Ита), были крупными очагами новой культуры.

0

2

мамочки.

0

3

Олег
Неолитические городища ( Чатал-Гуюк, Джармо и т.д.) - это ещё не цивилизации. А ниже ссылка на мнение египтолога ( Солкин) о фильме "Запретные темы истории"
http://maat.org.ru/news/2006/2006-06-05.shtml

+2

4

ayoe написал(а):

Неолитические городища ( Чатал-Гуюк, Джармо и т.д.) - это ещё не цивилизации

Нет, не цивилизации. Поправьте, если ошибаюсь: Чатал-Гуюк это памятник раннеземледельческой культуры, центр общин, объединявших порядка 20 поселений, жители которых занимались земледелием, скотоводством, торговлей, причём последняя являлась (возможно) самым значительным источником доходов. Во всякомм случае Чатал Гуюк обладал монополией на торговлю обсидианом (камень вулканического происхождения, - вулканическое стекло, образуется  в результате быстрого остывания лавы, вылившейся на поверхность) с Западной Анатолией, Кипром и Левантом.

ayoe написал(а):

А ниже ссылка на мнение египтолога ( Солкин) о фильме "Запретные темы истории"

Статья интересная - вот только Египет заслуживает отдельной ветки, не находите?

0

5

Олег

Олег написал(а):

Во всякомм случае Чатал Гуюк обладал монополией на торговлю обсидианом (камень вулканического происхождения, - вулканическое стекло, образуется  в результате быстрого остывания лавы, вылившейся на поверхность) с Западной Анатолией, Кипром и Левантом.

Насчет монополии - это вещь размытая, слишком мало сведений о той эпохе. На территории Анатолии ещё куча городов античного и бронзового века, или не найдены, или не раскопаны, чего говорить про времена неолита.

Олег написал(а):

Чатал-Гуюк это памятник раннеземледельческой культуры, центр общин, объединявших порядка 20 поселений, жители которых занимались земледелием, скотоводством, торговлей, причём последняя являлась (возможно) самым значительным источником доходов.

Не уверен что его можно признавать каким-то центром, размер поселение ещё не самое главное.

Олег написал(а):

Статья интересная - вот только Египет заслуживает отдельной ветки, не находите?

Египет, конечно, цивилизация сама в себе, если можно так выразится.

0

6

ayoe написал(а):

Насчет монополии - это вещь размытая, слишком мало сведений о той эпохе. На территории Анатолии ещё куча городов античного и бронзового века, или не найдены, или не раскопаны, чего говорить про времена неолита.

Да. Тот же Чатал Гуюк, 13 слоёв, каждый из которых заканчивается следами пожаров. Причём при отстройке новых поселений на месте старых, общий план не менялся

ayoe написал(а):

Не уверен что его можно признавать каким-то центром, размер поселение ещё не самое главное.

Это так, речь может идти, как понимаю, об истоках цивилизаций Востока - на основе ранних культур.

0

7

Олег

Олег написал(а):

Да. Тот же Чатал Гуюк, 13 слоёв, каждый из которых заканчивается следами пожаров.

Вообще 14 и не каждый заканчивается следами пожаров, тем более что раскопана только тридцатая часть. Ниже ссылка на официальный сайт.
http://www.catalhoyuk.com/

Олег написал(а):

Это так, речь может идти, как понимаю, об истоках цивилизаций Востока - на основе ранних культур.

Так любую культуру (Винча, Триполье, Куро-аракская и т.д.)  можно считать как предпосылка к цивилизации. Зародилась то она в Эриду (Ирак), а не в Чатал-Гуюке или Иерихоне.

0

8

ayoe написал(а):

Вообще 14 и не каждый заканчивается следами пожаров, тем более что раскопана только тридцатая часть

Ссылаюсь: Ю. Заблоцка.
Насчёт пожаров уточняю:

Едва ли каждый слой заканчивается следами разрушительных пожаров.

В приведенной Вами ссылке как раз и говорится, что благодаря этому мы и можем увидеть город в срезе того времени. А насчёт 14-ти слоёв я там не нашёл - может, пропустил?..

ayoe написал(а):

Так любую культуру (Винча, Триполье, Куро-аракская и т.д.)  можно считать как предпосылка к цивилизации. Зародилась то она в Эриду (Ирак), а не в Чатал-Гуюке или Иерихоне.

А расскажите плз. Мой источник сообщает, что цивилизации зародились не в одном районе Ближнего Востока, что известно по крайней мере четыре центра ее зарождения, развивавшиеся почти одновременно и независимо друг от друга: западные склоны и долины гор Загроса, регион Палестины и Иордании, Северо-Восточная Африка и южная часть Анатолийского плато.

Это так?

0

9

Олег

Олег написал(а):

Ссылаюсь: Ю. Заблоцка.

Замечательная конечно женщина, хоть и полька, но книга немного устарела.

Олег написал(а):

В приведенной Вами ссылке как раз и говорится, что благодаря этому мы и можем увидеть город в срезе того времени. А насчёт 14-ти слоёв я там не нашёл - может, пропустил?..

Следы пожаров начинаются с шестого слоя. Теперь насчет кол-ва слоев.
Чатал-Гуюк расположен в 11 км к северу от г. Гумры, в долине р. Коньи. Площадь его в 3 раза больше Иерихона. Пока раскопана только 30-я часть всего Чатал-Гуюка. Обнаружено 14 строительных горизонтов.
Матюшин Г.Н.

Теперь насчет обсидиана. Надо заметить, что обсидиан хоть и встречается во время раскопок в Сирии, Иране, Ираке и Израиле, но не является частым "гостем" в отличие от кремня. И чаще встречается, не в обычных доместийных контекстах, а в контекстах ритуальных (святилища или захоронения) или в контекстах дворцов (начиная с Бронзового Века). По-этому не совсем ясно в каких объёмах велась торговля обсидианом. Либо цена на него была исключительно высока либо торговли как таковой не было и обсидиан выходил за пределы Анатолии вместе с людьми использовавшими его. Также мне не совсем ясно зачем анатолийцам надо было обменивать обсидиан на кремень. Ведь обсидиан значительно лучше кремния.

Олег написал(а):

А расскажите плз. Мой источник сообщает, что цивилизации зародились не в одном районе Ближнего Востока, что известно по крайней мере четыре центра ее зарождения, развивавшиеся почти одновременно и независимо друг от друга: западные склоны и долины гор Загроса, регион Палестины и Иордании, Северо-Восточная Африка и южная часть Анатолийского плато.

Всё верно зарождалась она в этих центрах, а появилась в Эриду и уже оттуда, надо заметить на первый взгляд весьма неудачного места (низовья Тигра и Ефрата) начала распространяться в район Плодородного Полумесяца. А каждый из этих центров и создал различие между ними. В последнее время географию первых неолитических поселений принято расширять на восток: Иран, Пакистан и т.д.

0

10

ayoe написал(а):

Замечательная конечно женщина, хоть и полька, но книга немного устарела

Ну раз обнаружен 14-й слой, значит устарела.

ayoe написал(а):

По-этому не совсем ясно в каких объёмах велась торговля обсидианом. Либо цена на него была исключительно высока либо торговли как таковой не было и обсидиан выходил за пределы Анатолии вместе с людьми использовавшими его. Также мне не совсем ясно зачем анатолийцам надо было обменивать обсидиан на кремень. Ведь обсидиан значительно лучше кремния.

В таком случае очевидно, есть смысл остановиться на том, что торговля имела место.

ayoe написал(а):

Всё верно зарождалась она в этих центрах, а появилась в Эриду и уже оттуда, надо заметить на первый взгляд весьма неудачного места (низовья Тигра и Ефрата

А в чём неудачность?

ayoe написал(а):

В последнее время географию первых неолитических поселений принято расширять на восток: Иран, Пакистан и т.д.

И т.д.? Вы хотите сказать: Индия и Китай?

0


Вы здесь » Форум Свободы » Античность » Цивилизации Древнего Востока