Цивилизации на Ближнем Востоке возникли практически одновременно с зарождением культуры Древнего Египта, но с самого начала у древних цивилизаций Месопотамии был свой путь развития. Эта территория была отлична, прежде всего, наличием разных этносов, их постоянным перемешением друг с другом и рождением в III тысячелетии до н.э. своеобразных культур Шумера и Аккада.
Во II тысячелетии до н.э. территория распространения цивилизаций Ближнего Востока существенно расширилась. Теперь сюда вошли Вавилонские царства, государства Малой Азии (хеттов и хурритов), финикийские города.
I тысячелетие до н.э. вошло в историю как эпоха великих империй. Это было время доминирования сменявших друг друга Новаассирийской, Нововавилонской и Ахеменидской держав. Но не только они составили исторический фон, в этом тысячелетии в орбиту мировых цивилизаций вошли Урарту, скифы, сарматы, фригийцы, карфагеняне и др.
Открытие древнейших земледельческих культур Ближнего Востока явилось важным событием исторической науки, заставившим пересмотреть прежние концепции не только региональной, но и мировой истории. До обнаружения в 1948 г. в горах иракского Загроса американским археологом Р. Брейдвудом остатков поселения архаических земледельцев Джармо, V тысячелетие до н. э. считалось временем едва ли не максимальной древности для культур первых земледельцев Передней Азии. Применение радиоуглеродного анализа ко вновь открытым памятникам показало, что речь должна идти о VII-VI и даже VIII тысячелетии до н. э. Но важна была не только их существенно увеличившаяся древность - в глубине этих тысячелетий скрывались культуры весьма высокого уровня развития, с выдающимися достижениями в разных сферах деятельности, в том числе и в области искусства.
Изучение памятников, давших опорные материалы для решения этой проблемы, проводилось экспедициями Р. Брейдвуда в Ираке, Иране и Турции. Научной сенсацией стало открытие К. Кеньон докерамического Иерихона, а затем Дж. Меллартом малоазиатского Чатал-Хююка. Важные исследования в Иордании, а затем в Северной Месопотамии были проведены Д. Киркбрайт, новые данные получены в ходе работ советской археологической экспедиции в Ираке, возглавлявшейся Р. М. Мунчаевым.
Переход к земледелию и скотоводству, которое в Старом Свете лучше всего освещается археологическими материалами Ближнего Востока, был сложным процессом. Неверно связывать его с одной какой-либо причиной, например, с изменением природной среды, заставившим будто бы ближневосточных охотников и собирателей срочно перейти к новым способам получения продуктов питания. Изменения природной среды случались и ранее, но лишь на определенной стадии развития общество смогло осуществить столь сложные преобразования хозяйственной системы. Не выдерживает критики бывшая одно время популярной теория о возникновении земледелия и скотоводства в условиях прогрессирующей засухи. Показательно, что на Ближнем Востоке в период верхнего палеолита, мезолита и неолита животный мир не изменился сколько-нибудь существенно.
Судя по исследованиям в районе озера Зайбар в иранском Загросе, здесь 20-10 тысяч лет тому назад господствовал сухой прохладный климат и преобладали лесные ландшафты. Природные условия Ближнего Востока X-VI тысячелетий до н. э. были весьма благоприятными для развития земледелия и скотоводства, но именно человек создал новую хозяйственную систему.
Переход к земледелию и скотоводству, истоки которого на Ближнем Востоке восходят еще к эпохе мезолита, был закономерным следствием целого ряда общественных процессов, результатом благоприятного сочетания социальных и природных факторов. К числу последних, безусловно, относится наличие определенных видов домашних животных и культурных растений. Однако те же животные и те же растения существовали и в палеолите. Так, известно, что как в Азии, так и на территории нынешнего Судана растения (дикие злаки) употреблялись в пищу уже в XVIII-XVII тысячелетии до н. э. (сохранились каменные зернотерки и жатвенные ножи), остатки зерна обнаружены лишь в поселениях XVIII-XVII тысячелетий до н. э.3 Поэтому первостепенное значение в переходе к новым формам ведения хозяйства сыграли сложившиеся в недрах самого общества предпосылки. Современная наука относит возникновение земледелия приблизительно к 7000 г. до н. э.. Одной из таких предпосылок было наличие высокоразвитого хозяйства, основанного на собирательстве, охоте и рыболовстве в разных долях, и значительная плотность населения. Последняя затрудняла расширение освоенной территории, на которой природные ресурсы использовались бы прежними методами. Для Восточного Средиземноморья о высокой плотности населения, видимо, можно говорить уже с эпохи среднего палеолита, когда мы наблюдаем сосуществование и взаимодействие целого ряда разнокультурных, а возможно, и разноэтнических групп. На определенном этапе имел место и кризис традиционных способов получения продуктов питания. Прежние способы больше не обеспечивали потребности коллективов. Население было вынуждено осваивать места, мало удобные для охоты, увеличивается доля собирательства съедобных моллюсков.
Важнейшей предпосылкой перехода к новым формам хозяйствования был уровень развития техники и орудий труда. Пластинчатая вкладышевая техника, достигшая вершин совершенства в пору мезолита, позволяла создавать формы орудий в прямой зависимости от необходимости их использования. Именно на основе этой техники было создано важное орудие ранних земледельцев - сначала в виде прямого жатвенного ножа, а затем и изогнутого серпа, по высокой производительности не уступавшего серпу, сделанному из бронзы. Огромное значение имел интеллектуальный уровень человеческих коллективов, накопление ими положительных знаний об окружающей живой и мертвой природе, способность к абстрактному мышлению и предвидению последствий предпринимаемых ими действий в отдаленном будущем. В отличие от охоты и рыболовства посев зерна не дает немедленного реального результата.
Переход к земледелию и скотоводству не только был следствием действия целого ряда факторов, но и сыграл кардинальную роль в развитии человечества. Английский археолог Г. Чайлд предложил использовать понятие "неолитическая революция", имея в виду кардинальные перемены, происшедшие в экономическом базисе общества. Археологические материалы, и в первую очередь раскопки на Ближнем Востоке, на большом фактическом материале продемонстрировали кардинальные перемены в обществе и культуре после перехода к земледелию и обычно сочетавшемуся с ним скотоводству. Познакомившись со злаками, люди стали создавать долговременные поселения. Древнейшим среди которых считается Ком-Обо (XIII-XII тысячелетия до н. э.), расположенное немного севернее Асуана. На территории около 1 га здесь длительное время жил коллектив из 160-180 членов, которые вели хозяйство на территории 350-400 га. Переход с активному собирательству, а затем земледелию приводит к тому, что увеличивается население как в абсолютном отношении, так и по плотности. Последняя, по ориентировочным оценкам, возрастает почти в 100 раз. Повсеместно наблюдается рост благосостояния, и скорее всего именно накопление богатств, включая, разумеется, запасы продуктов питания, вынуждало первых земледельцев заботиться об их обороне - их поселки окружают стены, складывается первобытная фортификация. Новая система благоустроенного быта выступает резким контрастом в сравнении с открытыми стоянками и пещерными стойбищами палеолитического человека. Теперь поселения состоят из прочных домов с тщательно разработанным интерьером, с окраской полов и стен, устройством сидений. Развивается в широких масштабах прикладное искусство - появившиеся глиняные сосуды не только служат для хозяйственных нужд, но и ярко украшаются. Массовое развитие получает мелкая пластика с выразительными фигурками людей и животных, изготовление украшений становится постоянной отраслью производства. Недаром первые цивилизации возникают именно на основе раннеземледельческих культур, творчески развивая их достижения. Не менее важными были социальные и экономические последствия перехода к земледелию: производительность труда в совершенствующихся системах земледелия таила в себе возможность возникновения эксплуатации. Вместе с тем, "неолитическая революция" обусловила заметную неравномерность дальнейшего развития различных территорий.
Последние исследования на Ближнем Востоке показали, что цивилизации зародились не в одном районе Ближнего Востока. Известно по крайней мере четыре центра ее зарождения, развивавшиеся почти одновременно и независимо друг от друга: западные склоны и долины гор Загроса, регион Палестины и Иордании, Северо-Восточная Африка и южная часть Анатолийского плато. Сейчас исследователи намечают три фазы древнейшего земледелия на Ближнем и Среднем Востоке:
1. IX-VIII тысячелетия до н. э. - начинаются первые регулярные попытки доместикации растений и животных и завершается появлением первых земледельческих поселков. Они располагаются еще непосредственно в зоне распространения предков доместицированных позже растений и животных, главным образом на ее периферии, в предгорьях, где годовые осадки достигают 1000 мм. Основные памятники первой фазы - Карим Шахир, Зави Чеви Шанидар, Гандж-Даре-Е. Выращивание злаков еще не началось, но, безусловно, идет интенсификация собирательства.
2. VII тысячелетие до н. э. - уже одомашнены злаки, наиболее распространена эммеровая пшеница. Одомашнены овца, коза, собака, возможно, свинья. Основные памятники в Загросе- Джармо, Тепе Гуран, Тепе Сараб, Гандж Даре-Е, на границе аллювиальной долины - Али Кош, Тамархан, в Синджарской долине - Телль Магзалия. Архитектура уже достаточно развита, в некоторых поселках существовали фортификационные системы. Значительная долговременность поселков уже приводит к образованию больших теллей. Их нижние горизонты бескерамичны, в верхних появляется керамика.
3. Конец VII-V тысячелетие до н. э. - завершение процесса доместикации растений и формирование полного (кроме лошади и верблюда) стада домашних животных. Появляются простые ирригационные системы.
Памятники Сиро-Палестинского региона. Перемены в области хозяйства и культуры нашли прямое отражение в археологических материалах, характеризующих раннеземледельческие комплексы и культуры. В набор признаков, дающих устойчивые сочетания, входят каменные или глинобитные дома, глиняные фигурки, разнообразная посуда - сначала каменная и деревянная, а затем и глиняная, небольшие топоры и тесла из шлифованного камня. Высокопроизводительные каменные, кремневые и костяные орудия полностью удовлетворяли производственные потребности ранних земледельческо-скотоводческих общин. Находки на некоторых памятниках кованых бус и небольших проколок из меди не меняют этой общей картины. Неолитические орудия труда безраздельно господствуют в производстве.
Эти общие закономерности развития по-разному проявлялись в культуре отдельных племенных групп. Особую культурную зону образовали на Ближнем Востоке комплексы, распространенные в Палестине, Иордании и Сирии, общей чертой которых является их формирование на основе натуфийского мезолита. Возможно, натуфийцы были пришельцами и селились в пещерах и на площадках перед ними (на горе Кармел и в Иудейских горах) или сооружали жилища на открытых местах. Они принадлежали к евроафриканской расе, были приземисты, с удлиненными черепами, средний рост достигал несколько более 150 см.
Особенно интересный материал, связанный с натуфийскими поселениями X-IX тысячелетий до н. э. дали раскопки в Эйнане (Айн-Маллаха), расположенном на озере Хуле в верхнем течении реки Иордан. Здесь обнаружены около 50 домов, обитатели которых, наряду с охотой и рыболовством, занимались собирательством диких злаков, пользуясь новыми, дотоле неизвестными орудиями. Дома были около 7 м каждый, располагались около площадки с большим количеством обмазанных глиной ям колоколовидной формы - видимо, для хранения пищи. Помимо серпов с кремниевыми вкладышами и каменных зернотерок здесь обнаружены ступы для шелушения зерна и корзины для хранения и сушки зерна. Каменные ступы (иногда базальтовые, весом до 50 кг), более чем какие-либо другие предметы свидетельствуют об оседлом образе жизни. В пользу оседлости говорят также наземные сооружения для хранения запасов продовольствия. Они строились на территории поселения, иногда могли использоваться для захоронения владельца. В захоронениях Эйнана были найдены древнейшие произведения искусства, характерные для культуры ранних земледельцев: схематичные каменные женские фигурки, орнаментированные базальтовые сосуды, резные изделия из кости, украшения из раковин. Наиболее интересным является в Эйнане погребение вождя с женщиной (возможно, супругой или наложницей). Это погребение демонстрирует, какое важное значение придавалось погребению знати. Натуфийские поселения, следы которых также обнаружены в дельте Нила (Хелуан) и в горах на побережье Красного моря (оазис Лейк-Ита), были крупными очагами новой культуры.