Во всяком случае, до Средиземного моря Саргон видимо, всё же дошёл...
В гос-ве он провёл реформы, суть которых сводилась к следующему:
1. замена номовой олигархии чиновниками, назначенными царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии;
2. создание массовой армии, набираемой из свободных общинников-земледельцев;
3. сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения родственников и приближенных царя на высшие жреческие должности, а также через использование храмовых земель.
Если классическое шумерское общество предпочитало земледельческие и ремесленные ценности (мировой порядок, вечное возвращение, красоту и совершенство), то саргоновская идеология была связана с ценностями воинского сословия (единоначалие, подвиги и героизм) и торгово-ростовщического (свободная инициатива, договор, отношения купли-продажи, ответственность за нарушение условий). Системы ценностей двух этносов и исторических эпох оказались весьма различными. Поэтому неудивительно, что
в старости Саргона все страны возмутились против него и осадили его в Аккаде
Единоличность правления вызывала неоднократные мятежи, которые, по преданию, начались уже в правление Саргона. Но, источники саргоновского времени эти сведения не подтверждают. Эти сведения могли происходить из позднешумерских жреческих источников, и отразили желание шумерских жрецов показать, что Саргон был наказан богами за свою гордыню.
Сыновья Саргона, Римуш и Маништушу, правившие друг за другом, встретились с единодушным и упорным сопротивлением по всей Нижней Месопотамии. Римуш, подавляя восстание, вырезал целые города, казнил огромное количество пленных.
При Саргоне и при его потомках шумерский язык оставался официальным языком надписей и делопроизводства, а аккадский употреблялся лишь в качестве второго языка.
По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Однако его брат Маништушу продолжил ту же политику. Ему тоже пришлось жестоко подавлять мятежи в собственном государстве. Воспользовавшись тяжелым положением городов, опустошенных резней при его брате Римуше и при нем самом, и желая увеличить государственный сектор хозяйства, он принудительно скупал землю и граждан за номинальную цену. Из этого видно, что древние цари, несмотря на деспотический характер своей власти, не являлись собственниками всей земли государства и для приобретения земельных угодий должны были покупать их на общих основаниях. Сделки Маништушу по скупке земли были по его приказу записаны на большом каменном обелиске, который сохранился до нашего времени.
Походы, которые еще Саргон совершал в соседние страны, продолжали и его сыновья. По-видимому, цари считали единовременный грабеж соседних стран более выгодным, чем те сборы и доходы, которые они могли получать с торговли. Матиштушу совершал походы далеко на восток, как по морю, так и посуху; он дошел до эламского города Аншана в глубине Ирана. Царям Аккада, несмотря на ряд походов, не удалось по-настоящему покорить Элам. И племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете заключил с эламитами мирный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю и военную политику с Аккадом, но сохранял свою внутреннюю независимость. Это был первый известный до сих пор в мировой истории международный договор и самый древний исторический памятник Элама.
Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) был наиболее могущественным из потомков Саргона; его царствование началось с мятежа; граждане древнего Киша избрали одного из своей среды на царство, и к их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства. Быстрые и решительные меры молодого царя привели его к победе над восставшими.
По-видимому, Нарам-Суэн воевал в Сирии, Верхней Месопотамии и в предгорьях Ирана. Благодаря договору с Эламом, ему удалось одержать победу над лулубеями, горными племенами. В Сирии он разрушил мощный ном-государство Эблу, населенную западными семитами и осуществлявшую в этих местах гегемонию. При Нарам-Суэне были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые еще его дедом Саргоном. Он окончательно отбросил все старые, традиционные титулы и стал называть себя "царем четырех сторон света".
Нарам-Суэн поссорился с жречеством Ниппура. Отказавшись от всех прежних титулов, царь отказался и от жреческого утверждения этих титулов. Жители Аккада (несомненно, по желанию царя) на своей сходке признали его богом; был установлен прижизненный культ Нарам-Суэна (раньше цари почитались лишь посмертно - это было частью культа предков). Нарам-Суэну был пожалован титул городского бога и свой собственный храм.
Социальная опора Аккадской династии к концу правления Нарам-Суэна максимально сузилась. Общинники были разорены войнами и карательными походами против городов собственной страны, принудительной скупкой земли; старая знать была в большинстве своем физически истреблена; средний слой государственных работников лишен значительной части наделов и переведен на илотские пайки, а жречество испытывало недовольство по идеологическим соображениям. На стороне Саргонидов была только созданная ими служилая бюрократическая знать. Кризису и паданию Аккадского царства способствовало вторжение племени кутиев с Иранского нагорья.
События, последовавшие за правлением Нарам-Суэна, многие жители Южного Двучерья восприняли как справедливое наказание аккадских "титанов" за гордыню и самонадеянность. В последние века шумерской цивилизации (возможно, уже после гибели Ура) был составлен текст "Проклятие Аккада". Главной его темой стала тема наказания неправедного царя. Сообщается о решении бога Энлиля прекратить жизнь и уничтожить власть Аккада. Боги начали спешно покидать храмы в этом городе, уводя заодно и дарованные ему благоприятные качества: царственность, разум, долгую жизнь. Решение Энлиля было объявлено во сне царю Аккада Нарам-Суэну. Если бы он был благочестив, то смирился бы с потерей столицы и переехал в другой город. Но Нарам-Суэн решил отомстить Энлилю и, войдя в ниппурский храм Экур, разрушил его до основания. Энлиль понял, что, разрушая его храм, царь хочет оскорбить и его самого, поэтому на месть Нарам-Суэна он ответил собственной местью: Энлиль спустил с гор дикое племя кутиев ("разумом -собаки, обликом - обезьяны"), которое осадило злой город и захватило его. В последней части текста подробно описываются бедственное положение жителей города: голод и людоедство, случаи самоубийства, разбой и т. п. Плакальщики оплакивали павший город в течение семи дней и семи ночей, а затем прорекли ему злую судьбу: город будет заброшен его жителями, а местонахождение его-забыто.
Аккадцы почти полностью переняли религиозные представления шумеров. Более того, создается впечатление, что столетия близкого соседства и сосуществования привели к тому, что семиты приняли участие в создании религиозных верований, которые мы сейчас называем шумерскими. Во всяком случае, боги, хоть и получили новые имена, по сути остались теми же самыми. Впрочем, аккадцы внесли в религиозные представления шумеров и некоторые новые элементы. Немалую роль в этом сыграла Эн-Хедуанна. Она сочинила гимн о возвышении богини Инанны, ставшей богиней неба, и канон религиозных гимнов, представлявших собой совершенно новый жанр в литературе III тысячелетия до н. э.
Семитская Иштар слилась с шумерской Инанной и стала во всей культуре Западной Азии символом понятия "богиня" с очень широким набором функций - в общем, не поймёшь, где здесь семиты, а где шумеры.
От памятников письменности аккадской эпохи до нас дошел только так называемый Цилиндр Бэртона. Но в позднешумеровских текстах сохранились произведения "аккадского слоя". Все тексты этой группы связаны с гимнами Эн-Хедуанны и дошли до нас в записях Старовавилоновского времени. 42 гимна, состоящие из пять частей, следовали друг за другом строго по иерархии.
От саргоновского времени дошла до нас и поэма о Саргоне - гимно-эпическое произведение, местами напоминающее сказку, с элементами священного сна, богоизбранности.
Тексты саргоновского времени показывают, что в развитии идеологии Саргонидов было два периода. В начале правления Саргона проявлялась максимальная почтительность к старой шумерской традиции и аккадские божества упоминались после перечисления шумерских богов. Позже Инанна принимает на себя все властные функции, объявляется госпожой всех МЕ и победительницей недругов царя. Аккадские тексты более информативны и сухи, они малоэмоциональны по сравнению с шумерскими. Каждый подобный текст служит доказательством какой-либо политической идеи. Текстам такого рода интересна человеческая личность, пусть и помещенная внутрь мифопоэтического канона. Личность говорит и действует точно так же, как в текстах архаического слоя действуют боги, лишь с большей внешней динамикой. При этом не подчёркиваются индивидуальные черты характера.
Такой удивительно интересной и насыщенной событиями предстает история и культура Аккадского царства.