аппелировать тем, что СССР уже нет - неправильно, вопрос этот нужно рассматривать именно в контексте развала СССР.
Тбилиси не учитывала права и закона по самоопределению автономных областей. Об этом молчат почему-то грузинские представители. Почти 100% осетин не хотели жить в государстве "Грузия". И на это есть причины - фашизм в Грузии, который признали ВСЕ, в том числе и сами грузины.
Давайте для начала отойдем от определений типа "почти 100% не хотели жить в государстве "Грузия", так как это может нас немного запутать в рассмотрении правовой стороны данного вопроса.
Итак. Южная Осетия являлась частью Грузии и имела статус автономной области.
Это было закреплено в Конституции Грузинской ССР.
Статья 71. В Грузинской ССР состоят: Абхазская Автономная Советская Социалистическая Республика, Аджарская Автономная Советская Социалистическая Республика и Юго-Осетинская автономная область.
В ст. 69 Конституции ГССР было записано, что:
Грузинская ССР сохраняет за собою право свободного выхода из СССР.
Статья 70. Территория Грузинской ССР не может быть изменена без ее согласия. Границы между Грузинской ССР и другими союзными республиками могут изменяться по взаимному соглашению с соответствующими республиками, которое подлежит утверждению Союзом ССР.
То есть. В соответствии со ст. 70 Конституции Грузинской ССР переход части территории Грузии в состав другой союзной республики, ну к примеру переход территории Юго-Осетинской автономной области к территории РСФСР, могло произойти только по взаимному согласию Грузии и РСФСР.
Как известно РСФСР не рассматривала вопроса о вхождении в ее состав юго-осетинской автономной области, а потому согласия на вхождение этой области в состав РСФСР не давала. А уж тем более с такой инициативой к РСФСР не обращалась и сама Грузинская ССР.
А это значит, что Юго-осетинская автономная область до момента распада СССР оставалась в составе ГССР, как автономная область.
Правовое регулирование Юго-Осетинской автономной области регулировалось Конституцией ГССР, а так же специальным законом "О Юго-Осетинской автономной области". Этими документами определялся в том числе перечень полномочий местных органов власти.
Статья 83. Юго-Осетинская автономная область находится в составе Грузинской ССР.
Статья 84. Закон о Юго-Осетинской автономной области принимается Верховным Советом Грузинской ССР по представлению Совета этой области.
(Текст Конституции Грузинской ССР.)
http://www.rrc.ge/law/konst_1978_04_15_ … p;lng_3=ru
Право изменять статус автономной области без согласия и утверждения верховной власти Грузинской ССР, а уж тем более объявлять о выходе из состава Грузии у Юго-Осетинской автономной области не было.
ЗАКОН ГРУЗИНСКОЙ ССР о Юго-Осетинской автономной области
http://www.rrc.ge/law/kan_1980_12_11_ru … p;lng_3=ru
Это правовая база, на которую мы можем опираться, рассматривая саму возможность выхода Юго-Осетинской автономной области из состава Грузии.
А теперь обратимся к Конституции СССР (1977 года)
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm#ix
Статья 76. Союзная республика — суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик.
Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории.
Я уже ранее указывал на ст. 69 Конституции ГССР, где указано, что: Грузинская ССР сохраняет за собою право свободного выхода из СССР.
В ст. 76 Конституции СССР в компетенцию высших органов власти СССР входило решение вопроса не о выходе, а о входе новых республик в состав СССР.
Посмотрим, как это было записано.
Статья 73. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие в состав СССР новых республик; утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик;
Грузия воспользовалась этим правом, проведя 31 марта 1991 года референдум, на котором подавляющим большинством голосов население Грузинской ССР высказалось о выходе Грузинской ССР из состава СССР.
В соответствии со ст. 5. Конституции СССР "Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум)".
То есть с правовой точки зрения выход Грузии из состава СССР был вполне законным и не противоречил ни Конституции СССР, ни Конституции Грузинской ССР.
Далее, что касается определения "Грузии".
Снова вернемся к Конституции Грузинской ССР.
Статья 68. Грузинская Советская Социалистическая Республика – суверенное советское социалистическое государство. В целях успешного строительства коммунистического общества, укрепления экономического и политического единства, обеспечения безопасности и обороны страны Грузинская Советская Социалистическая Республика в результате свободного самоопределения наций, на основе добровольности и равноправия вместе с Советскими Социалистическими Республиками объединились в Союз Советских Социалистических Республик – единое союзное многонациональное государство.
Грузинский народ строить и далее коммунистическое общество рука об руку с остальными социалистическими республиками СССР не пожелал, что было отражено в АКТе о Восстановлении Государственной Независимости Грузии.
В этой связи сохранение прежнего названия, Грузинской Советской Социалистической Республики посчитал нецелесообразным.
Никакого законодательного запрета на изменение наименования не существовало.
К слову сказать и в период СССР наименования неоднократно менялись. Так, например, происходило и с возникновением самой Южной и Северной Осетии.
В соответствии со ст. 72 Конституции ГССР к ведению Грузинской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1. принятие Конституции Грузинской ССР и внесение в нее изменений;
Что и было произведено.
Теперь что касается той части АКТа о Восстановлении Государственной Независимости Грузии, в которой говориться "опираясь на волю населения Грузии, единодушно выраженную им в референдуме 31 марта 1991 года, постановляют и на весь мир провозглашают восстановление государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года.".
http://www.rrc.ge/law/Akt_1991_04_09_R. … p;lng_3=ru
Во многих публикациях на этот счет я читал в этой связи такое мнение: Если Грузия провозглашает восстановление своей независимости на основании Акта о независимости Грузии от 26 мая 1918 года, то тогда нужно посмотреть, а какие территории входили в состав этого государства на тот момент? Входила ли в состав Демократической республики Грузия, в частности, Ю.Осетия?
Я думаю, что в этой связи нужно говоритьь немного не об этом.
Грузия до большевистского переворота входила в состав Российской Империи и входила в нее не как субъект федерации, РИ было унитарным государством, а территорией разделенной на губернии и области.
Так вот 26 мая 1918 года Грузия провозгласила свою независимость от РИ. А провозгласила она ее в связи с заключением с РСФСР мирного договора от 7 мая 1918 года, согласно которому за Грузией признавалась ее нынешняя территория.
Текст договора можно посмотреть здесь.
http://lingvoforum.net/index.php?topic=15548.0
В международном праве закреплено четкое определение государства, которое состоит из трех составляющих: территория, власть, народ.
В данном случае грузинская власть объявило континуитет (продолжательство) государства.
А теперь, что касается союзного референдума.
Как известно в этом референдуме тогда еще Грузинская ССР, как субъект федерации, участия не принимала.
Однако в Юго-Осетинской автономной области население участие в референдуме о сохранении СССР приняло.
Зададим простой вопрос: а является ли волеизъявление населения автономной области союзной республики достаточным правовым основанием к тому, что на основе голосования за сохранение СССР выйти из состава Грузинской ССР?
Ответ очевиден. Нет.
Это нарушает Конституцию и Грузинской ССР и СССР, о чем я писал выше.
Как граждане СССР они могли голосовать за сохранение СССР. И этот голос мог быть учтен и был учтен при решении вопроса о сохранении СССР, но после референдума в Грузии по этому поводу, уже без Грузии в составе СССР, а в этой связи и без Юго-Осетинской автономной области.
После выхода Грузии из состава СССР все вопросы, касающиеся автономии или даже получения статуса республики должны были решаться в рамках принятой Конституции Грузии, а никак не в рамках Конституции СССР.
Вот выход как раз из этого правового поля и послужил поводом для дальнейших драматических событий, которые связаны с юго-осетинским вопросом.
Это пока все на сегодня. Итак много написал, кто б это только читал.))
Надеюсь на продолжение дискуссии.
ЗЫ: Материалы Ваши обязательно прочту. Спасибо большое.))