«Газовый темник» Путина-Медведева-2
Перекрыв краны утром 7 января, «Газпром» непосредственно вовлек в российско-украинскую «газовую войну» Европу. Сегодня уже ясно, что это было стратегической ошибкой: старушке-Европе Россия проиграла. Но Украине расслабляться не стоит – и даже совсем наоборот.
Эх, миллиард - не деньги!
Отключая подачу газа через территорию Украины в Евросоюз, «Газпром» и высшее руководство России, с которым этот шаг был согласован в прямом эфире, шли ва-банк даже в чисто коммерческом смысле.
Как заявил прессе директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, из-за закрытия крана «Газпром» на конец недели терял около 120 млн. долл. в день.
Премьер-министр России Владимир Путин, в свою очередь, заявил 11 января, что потери монополии составили 800 млн. долл.
Это заявление Путин сделал в интервью немецкому телеканалу, которое должно выйти только 14 января. Однако данный фрагмент интервью был заранее распространен в СМИ (также Путин сообщит, что уже остановлена работа сотни газодобывающих скважин).
Если предположить, что весь этот газ был бы продан по самой высокой цене в 500 долл. за 1 тыс. «кубов», легко вычислить, сколько «Газпром» потерял бы, продолжая поставлять газ с учетом отъема Украиной 21 млн. «кубов» в день на технические нужды транзита (последнюю цифру называли как «Нафтогаз», так и Путин, поэтому не верить ей оснований нет).
Получим, что убытки в 800 млн. долл. «Газпром» понес бы только на 77-й день непрерывного «воровства». Однако из-за эскалации конфликта эти, весьма условные, 77 дней сократились до 7-ми.
При этом, разумеется, существуют намного большие имиджевые потери.
Конечно, они касаются обеих сторон конфликта. Если говорить о чистой коммерции, то НАК «Нафтогаз» теперь станет еще труднее привлекать кредитные ресурсы, в то время как «Газпром» еще больше потеряет в стоимости своих акций.
Позиция российского руководства в этом смысле могла быть (и была) аргументирована необходимостью «положить конец воровству» газа на украинской территории.
Однако вполне понятный и близкий европейцам аргумент сильно теряет в весе ввиду двух принципиальных ошибок российской стороны.
Первая, как уже писал автор этих строк, заключалась в самом факте отключения газа.
Россиянам не удалась попытка доказать, что количество изъятого Украиной газа делало невозможным продолжение транзита (подробнее автор писал об этом здесь - как и об «оговорке» Владимира Путина, умышленно либо случайно спутавшего объем газа, «украденного» за неделю, и газа, «украденного» за один день).
Тем не менее, ситуация оставалась патовой. Европа, имеющая контракты с «Газпромом», не могла одобрить его отказа от обязательств из-за проблем с Украиной, но не могла и не согласиться с правом россиян на защиту их собственных интересов.
Ситуация изменилась, когда «Газпром» и Кремль открыто выступили против Еврокомиссии,
фактически выразив недоверие потребителю своего газа и неприятие любого варианта компромисса, кроме своего собственного.
То есть превращая компромисс в ультиматум.
Сдать в комиссионный
Речь, разумеется, идет о многострадальном протоколе о мониторинге транзита газа из России в Европу.
По открытым источникам невозможно установить, кто первым предложил создать трехстороннюю систему мониторинга: российская сторона настаивает на своем приоритете, в то время как в Украине в этом плане соперничают Кабмин и Секретариат Президента.
Однако это и не важно: важны дальнейшие события.
Хронологически эти события шли так: в четверг Украина и Еврокомиссия достигли устной договоренности о прибытии наблюдателей на объекты украинской ГТС. Наблюдатели прибыли в пятницу.
В свою очередь, Путин делает свое знаменитое заявление о том, что наблюдатели не должны «пить горилку», и заявляет, что протокол о мониторинге транзита газа, оказывается, «уже подписан» российской стороной.
В ситуации с протоколом Россия начинает играть очень грамотно. В многочисленных информационных сообщениях документ фигурирует как единственно возможный, а среди его подписантов называют только российскую и европейскую стороны.
Однако свои предложения в Брюсселе быстро озвучивают украинцы.
Далее следует разделить вещи известные, неизвестные и, если можно так выразиться, известные частично.
Известные вещи состоят в следующем. Премьер-министр председательствующей в ЕС Чехии Мирек Тополанек после переговоров с украинской стороной прибывает в Москву. Там он получает протокол о мониторинге, подписанный вице-премьером РФ Игорем Сечиным и главой Минэнерго РФ Сергеем Шматко.
Премьер Тополанек заявляет, что «парафирует» договор министр энергетики Чехии Мартин Ржиман, а подписать его должен еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс - и мчит документ на подпись в Киев.
Между тем, российская газета «КоммерсантЪ» отмечает, что «газовые войны» в России обычно заканчивали более высокие должностные лица, так что нынешнее соглашение может быть не окончательным.
Газета оказывается права.
Сначала в Москве заявляют, что им неизвестен текст подписанного в три часа ночи в Киеве документа, затем сообщают, что на 16.00 по Москве не получили его копию.
Последнее заявление опровергается Еврокомиссией, где заявляют, что копия протокола была сразу же направлена в «Газпром».
При этом еще двумя часами ранее РИА «Новости» без ссылки на источники сообщает, что протокол «противоречит» положениям, подготовленным в Москве.
Наконец, президент России Дмитрий Медведев официально приказывает не соблюдать протокол. Как следует из расшифровки на официальном сайте президента РФ (ссылка выше), все дело – в некой «декларации», которой сопроводила протокол украинская сторона.
«Текст самой этой декларации нам передан не был. Но он уже циркулирует, мы с ним ознакомились. Текст, прямо скажем, вызывает серьёзное удивление, потому что он состоит частично из лживых утверждений (например, о том, что у Украины нет долгов перед «Газпромом», что Украина не отбирала газ, что весь транзитный газ из России прошёл в Европу), а наполовину состоит из положений, которые просто противоречат смыслу, содержащемуся в подписанном нами и Евросоюзом документе», - заявляет Медведеву министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
В свою очередь, Еврокомиссия официально сообщает, что приняла упомянутую декларацию «к сведению».
В конечном счете российская сторона отказывается возобновить поставки газа в Европу до подписания протокола в сугубо российской редакции.
Неизвестными вещами являются – пока – полный текст как протокола, так и декларации украинского правительства. Главное, впрочем, в том, что неизвестным является то, какой текст был «парафирован» чехами и россиянами в Москве.
В частности, был ли это текст, изначально подготовленный «Газпромом» и широко распространенный в Интернете и СМИ.
Во всех многочисленных заявлениях на этот счет, российские официальные лица нигде не утверждают, что это именно так. Они также не утверждают, оговаривалась ли с представителями ЕС возможность внесения поправок либо «дополнений», не говоря уж о «декларациях», не входящих в текст базового документа и не являющихся обязательными к исполнению любой из сторон.
Примечательно, впрочем, что ряд российских информагентств и СМИ однозначно говорят о том, что украинская сторона внесла «поправки» в сам протокол – хотя
это прямо противоречит словам о «декларации», произнесенным министром Лавровым в беседе с президентом Медведевым.
Поскольку подобная декларация не относится к тексту самого протокола, и не имеет никакой юридической силы, «Газпром» имеет все основания сказать: декларации Украины - это декларации, а суть событий, как и ранее, выяснит на основании показаний экспертов Стокгольмский суд.
Однако «Газпром» почему-то избирает иной путь. Благодаря чему, в частности, затрудняется и работа все того же Стокгольмского суда - ведь, отказываясь подписывать протокол, россияне тем самым заранее нивелируют работу тех самых экспертов, которые и должны доказать «кражу газа» Украиной...
«Сначала съедим твое, потом - каждый свое»
Далее речь пойдет о вещах «полуизвестных».
В частности, это – никем не афишируемый момент о принципах отбора и условиях работы «газовых» наблюдателей.
Из открытых источников нетрудно узнать, что изначально «Газпром» настаивал на включении в трехстороннюю комиссию по мониторингу представителей правительств РФ, Украины, представителей Еврокомиссии, представителей «Газпрома» и «Нафтогаза», а также – делегатов от европейских компаний – покупателей и дистрибуторов российского газа.
Список последних приводит все та же газета «КоммерсантЪ»: GdF Suez, E.ON Ruhrgas, WINGAS, RWE Transgas, OMV EconGas, ENI, SPP, Overgas, Panrusgas, DEPA, SGC Vostok и «Молдовагаз».
Все эти компании либо связаны с «Газпромом» крупными взаимными обязательствами (как GdF Suez, E.ON и Ruhrgas), либо подконтрольны ему через 50 и больше процентов акций, либо подконтрольны неким совместным предприятиям с «газпромовским» и европейским (как правило, немецким) капиталом.
Сами россияне отнюдь не делают секрета из намерения сыграть «свою игру»:
информагентства РФ открыто сообщают, что премьер Чехии предложил включить в список некую норвежскую компанию как единственную «независимую».
Характерно, что в составе первых групп наблюдателей, прибывших в Украину, действительно есть представители самых крупных из названных фирм. В то же время, как следует из все тех же открытых источников, протокол о мониторинге предусматривает паритетное заполнение комиссии Россией, Украиной и Еврокомиссией (по 25 человек).
Это может значить, что каждая сторона единолично будет определять свою часть комиссии, что потенциально лишает «Газпром» большинства, на которое он претендовал.
Еще одна возможная проблема – рамки полномочий комиссии. Насколько можно понять, в этом вопросе украинская и российская стороны пошли на компромиссы.
Так, россияне (не афишируя этого) согласились с поддержанным Украиной требованием ЕК о присутствии наблюдателей и на российской территории.
В свою очередь, Украина, если верить словам Юлии Тимошенко, сделала более серьезную уступку, допустив наблюдателей не только на измерительные станции, но и – частично – к данным о работе газохранилищ.
Ранее «Газпром» настаивал на абсолютном допуске наблюдателей к документации и техническим показателям украинских ПХГ и ГТС – хотя в самой России подобные данные являются строго охраняемой тайной. То, что прописать такой доступ в Украине не удалось, тоже может служить причиной отказа Кремля от соблюдения уже подписанного протокола.
Как бы там ни было, проблема «Газпрома» и России сегодня состоит в том, что
российская позиция относительно мониторинговой комиссии из компромиссной превратилась в ультимативную.
Не имеющая юридической силы «декларация» украинского Кабмина вряд ли является в глазах европейцев достаточным основанием для того, чтобы «Газпром» продолжал отказываться от выполнения собственных обязательств.
А навязывание Кремлем «единственно верной» формулы протокола слишком активизирует в ЕС настроения тех, кто уже не первый год говорит об «энергетической дубинке» России.
Между тем, в Европе принято обращать на настроения самое серьезное внимание.
«Поздравляю Вас, Вэ-Вэ-Пэ, соврамши!»
Все вышесказанное ни в какой мере не дает причин говорить о каких-либо существенных победах Украины или, тем более, почивать на лаврах.
Да, Киев – пока – отстоял свою правоту. Но только перед Европой, и только в том смысле, что европейцы не видят в нас единственных виновников произошедшего.
Однако этого, разумеется, крайне мало.
Особенно с учетом многолетних потерь в имидже, которые были вызваны как прямо - неадекватными действиями власти, так и опосредованно – неспособностью этой же власти эффективно противостоять внешним информационным атакам.
Сегодня перед Украиной стоит важнейшее задание – обеспечить газом себя, а не Европу. Между тем, загадочные игры вокруг этого вопроса продолжаются.
По последним данным (в ночь с воскресенья на понедельник), представители «Нафтогаза» и «Газпрома» снова не договорились о цене топлива.
По словам главы правления «Нафтогаза» Олега Дубины, российская сторона настаивает на завышенной цене в 450 долл. за тысячу кубометров газа.
Эта цифра отличается от заявляемых в это же время 470 долл. и от заявлявшихся ранее 418 долл. Еще больше она отличается от цифры в 250 долл., которая, по словам Владимира Путина и чиновников «Газпрома», предлагалась Украине в последние дни прошлого года.
Между тем, на сцену вновь выходят сомнительные «посредники».
О них говорит в ходе своей знаменитой пресс-конференции в Ново-Огарево 8 января Владимир Путин, и говорит, согласно официальной стенограмме, так:
«Г.С.Биерман ("Блумберг"): Владимир Владимирович, Вы можете сказать, кто владеет "Росукрэнерго", кроме "Газпрома", и в какие интересы...
В.В.Путин: Господин Фиртеш - есть такой крупный политический деятель современности. Господин Фиртеш.
Г.С.Биерман: И у кого он работает?
В.В.Путин: Спросите у того, у кого он работает. Но не у нас. С нашей стороны в "Росукрэнерго" 50% принадлежат напрямую "Газпрому". А с украинской стороны принадлежат каким-то физическим лицам. Мы их не знаем. Кроме того, что нам однажды показали господина Фиртеша, с которым я никогда не встречался и в глаза его не видел».
(Как видим, на официальном сайте президента РФ господина Фирташа называют «Фиртешем»; менее известно, что на расшифровках эфира «Эха Москвы» его в тот же день назовут «Фиртышем». Что ж: не секрет, что этот весьма известный в Украине человек никогда не стремился стать весьма известным… Где бы то ни было).
Есть еще целый ряд заявлений российской стороны о «посредниках» и «коррупции в руководстве Украины». Больше частью это – заявления премьера Путина, частично – президента Медведева.
Но именно единственный раз, когда названа фирма РУЭ, становится крупнейшим провалом «Газпрома» и лично Путина в этой «войне».
Здесь не обойтись без краткого исторического экскурса. И начаться этот экскурс должен с того, что 50 % РУЭ «принадлежит напрямую» российскому монополисту только с сентября 2008 г.
Нелишне напомнить, что тогда половину компании, показывавшей порядка 700 млн. долл. дохода в год, «чужой» ей «Газпром» купил «аж» за 2,38 миллиона евро.
А до этого времени в РУЭ существуют два «содиректора» - некто Олег Пальчиков и Константин Чуйченко. Именно они в 2006 г. от лица РУЭ подписывают скандальный договор, по которому разрывается связь между договорами о транзите газа через Украину и поставками газа самой Украине.
Повторим этот важный момент: речь идет не о связи между ценой транзита и поставок, а именно между транзитом и поставками!
Так вот, договор от РУЭ подписывают именно Пальчиков и Чуйченко.
Вот биография Пальчикова: бывший кадр КГБ, помимо всего прочего, работавший в прошлом веке в Москве, на фирме, обеспечивавшей «газовые» взаимозачеты между Украиной и Туркменией.
А вот биография Чуйченко: тоже бывший кадр КГБ, но мало того – однокурсник нынешнего президента РФ Дмитрия Медведева, и его нынешний помощник.
Вот – указ о назначении Чуйченко К. А. помощником Медведева и начальником контрольного управления президента РФ.
Вот – указ о назначении Чуйченко К. А. членом новосозданного совета по борьбе с коррупцией при президенте РФ...
Что отсюда следует? Отсюда следует, что если Путин, употребляя царское местоимение «мы», говорит о РУЭ слова типа «мы не знаем», то он либо прямо лжет, либо демонстрирует вопиющую некомпетентность. И как политик, и как бывший спецслужбист.
Но, в конце концов, лживость/некомпетентность российского президента – это проблема избравшего его народа России.
Нас же должно интересовать другое: почему с украинской стороны отсутствует адекватный ответ? Ответ, в частности, обвинениям Государства Украина и его, государства, официальной власти в коррупции, каковые обвинения были безо всяких доказательств озвучены никем иным, как президентом Медведевым - то есть высшим руководителем – России?
Продолжение следует…