
Сначала против кого конкретно направлен БТС-2.
Несмотря на то, что проект трубопровода БТС-2 родился в качестве альтернативы «Дружбе» и первоначально рассматривался, как способ значительного сокращения объемов поставки нефтепродуктов по территории Беларуси, в данном случае решение направлено на полное прекращение поставок нефтепродуктов в украинские порты Одесса и Южный. А это 19 млн. тонн нефтепродуктов в год.
Мощность первой очереди Унеча — Великие Луки — Приморск составит 35 млн т.
Эксперты Минпромэнерго оценили пропускную способность терминала в Приморске в 150—160 млн т в год.
В Германию, Польшу, Литву нефть планируется возить морем через порт Приморск.
Следовательно, если, как утверждает Путин строительство БТС-2 будет закончено через 18 месяцев, то к 2010 году российская нефть через украинские порты не пойдут.
На Белоруссии этот проект может отразиться только в размере 2 млн. тонн транзитного количества нефтепродуктов. А может и вообще не отразиться.
Всего Беларусь осуществляет транзит через свою территорию нефтепродуктов из России порядка 80 млн. тонн в год. По новым тарифам это 274 млн. евро.
Стоимость проекта сейчас называется в сумме 78,14 млрд руб. или 2,6 млрд. долларов, которые предполагается привлечь путем размещения счет выпуска компанией "Транснефть" долгосрочных рублевых облигаций.
Планируется, что эти облигации будут размещаться по закрытой подписке среди финансовых организаций с преимущественным участием государства
Как заявил Путин, что к проекту будут привлекаться и иностранные инвесторы. Можно догадаться, кто будут эти иностранные партнеры. Наверняка наши немецкие друзья.
С самого начала создания, специалисты и аналитики, считали проект БТС-2 скорее политическим, чем экономическим.
Он позволяет использовать его для влияния на страны экспортеры, Украину и Беларусь, в зависимости от диверсификации наполнения этого трубопровода.
На данном этапе удар наноситься по Украине, но в случае несговорчивости Минска, объемы транзита можно сократить с 80 млн. тонн до 27 млн. тонн в год. При этом выделив Украине 9 млн. тонн транзитной нефти, вместо 19 млн. тонн.
С точки зрения экономики проект представляет опасность тем, что увеличивает и без того насыщенный нефтяными предложениями северо-запад Европы, где скидка стоимости Urals от корзины сортов североморской нефти БФО уже сейчас составляет до 4,5 долл. за баррель, а после введения в строй БТС-2 может вырасти в 1,5—2 раза.
При цене нефти в 40 долларов эта ситуация сделает поставки по этому маршруту невыгодными.
Кроме того, хотя затраты на транспортировку нефти по трубопроводу БТС-2 несколько ниже, чем по трубопроводу «Дружба», но последующий фрахт нефтегрузов в итоге делает транспортировку по этому маршруту более дорогим.
Источник в ЛУКОЙЛе подсчитал, что экспорт в Европу по новой трубе окажется для компании дороже, чем по «Дружбе», на 22 долл. за тонну нефти или дополнительно 3 доллара за баррель.
Так что это решение скорее к комментариям взаимоотношений России и Украины, нежели к Беларуси.
Политика чистой воды.
Но... как мне кажется, что этот нефтепровод так и останется на бумаге, потому что именно государственные предприятия испытывают в настоящий момент кризис ликвидности, а следовательно участие государства в расходах обязательно потребуется.
Если доля государства будет в проекте высока, то инвесторы вряд ли будут вклыдывать в этот проект средства. За исключением возможно Германии. Но этот маршрут и для нее является не таким уж привлекательным. Так как мощности порта Росток по приему нефтепродуктов всего 7 млн. тонн. А потребность Германии 22 млн. тонн. То есть Германии будет необходимо нести дополнительные расходы по увеличению портовых приемных возможностей, а это достаточно большие затраты, а кроме того, реверсировать существующую нефте систему. Хотя Германия может оставить некоторые объемы получения нефтепродуктов и по трубопроводу "Дружба".