Форум Свободы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум Свободы » Античность » Цивилизации Древнего Востока


Цивилизации Древнего Востока

Сообщений 21 страница 30 из 48

21

ayoe написал(а):

Времен неолита - да, но многие и на неолитические городища не тянут.

Поселения, наличие которых говорит о культуре до возникновения цивилизаций.

ayoe написал(а):

Всё верно, одно но, Эриду и последующая за ним цивилизация ( Шумер) послужили тем толчком, который позволил обществу перейти к следующей стадии развитии и полноценно называться цивилизацией имеющим государственную структуру.

Но ведь кроме Эреду там были и другие города:

1. Ном в долине р. Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.
2. Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.
3. Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
4. Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.
5. Ном с центром в городе, шумерское название которого не сохранилось (соврем. Абу-Салябих).
6. Ном Ниппур в верхней части отрезка Ефврата с храмом в честь Энлиля.
7. Ном Шуруппак на Ефрате, с храмом в честь бога Шуруппака.
8. Ном Урук с храмом в честь Инанны и Ана.
9. Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь бога луны Нанны.
( В.В. Емельянов)
Эреду вероятно, входил в последний из этих Номов - и почему-то этот Эреду был покинут жителями...

Вот ещё Номы:
10. Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
11. Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
12. Ном Ларак на русле канала между Тигром и каналом Ининагена с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
13. Ном Лагаш на канале Ининагена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога воителя Нингирсу.

0

22

Олег

Олег написал(а):

Но ведь кроме Эреду там были и другие города:

Цивилизация шумеров пошла с Эриду , там они впервые появились И первый храм в мире тоже находился в этом городе.

0

23

Там и некрополь раскопан, в котором погребённые располагаются в вытянутом положении, а не в скорченном - это связывают с приходом нового населения... одни загадки...
Это что получается: имелись раннеземледельческие культуры Междуречья, в одном из центров которых появилось новое население, которое создало цивилизацию?..

0

24

С Эриду, была связана легенда о возникновении шумерской культуры. По более поздним преданиям, Эриду являлся и древнейшим политическим центром страны. Пока лучше всего про древнейшую культуру Шумера известно на, основании раскопок холма Эль-Обойд, расположенного примерно в 18 км к северо-востоку от Эриду.

0

25

...И вот они стали отводить каналы, поднялись урожаи, поселения вдоль этих каналов стали превращаться в экономические центры. Стали образовываться города. Храм становится административным центром города и локальной ирригационной системы. Накапливаются запасы продуктов,  в дальние страны отправляются тамкары - торговые агенты, для обмена хлеба и тканей на лес, металлы, рабов. Всё это стимулирует создание письменности. население Нижней Месопотамии говорит на  шумерском и восточносемитском (позже называемом аккадским или вавилоно-ассирийским) языках.

Шумеры появились в Южной Месопотамии в начале IV тысячелетия до н. э. Происхождение и родственные связи шумерского языка до сих пор установить не удалось.  В шумерском языке четко выделяются три слоя: шумерский, семитский и третий, возможно, восходящий к какому-то неизвестному нам языку (его условно называют "банановым"), связанному с первыми поселенцами на этой территории. При этом важно отметить, что шумерский язык был распространен гораздо шире, чем простиралось политическое влияние этого народа. Государства шумеров занимали территорию от Персидского залива до современного Багдада. А памятники шумерской письменности обнаружены значительно севернее и северо-восточнее - в Эшнунне, Мари, Гасуре (Нузи), а также северо-западнее (Телль-Мардих).
      Откуда пришли шумеры до сих пор непонятно.
В. В. Емельянов:

наше наименование несемитского населения Южного Двуречья "шумеры" является достаточно условным, поскольку основано на ложном отождествлении названия этноса и названия населяемого им ландшафта. Тем не менее, оно является единственно возможным виду того, сам этот народ никак не выделял себя из среды других обитателей Двуречья.

Все ремесленники были храмовыми работниками и с течением времени утрачивали связь с общиной и земледелием. Особую привилегированную часть ремесленников составляли писцы, за свой труд они получали большие натуральные выплаты.

      Раннединастический период начинается со сложения в Южной Месопотамии государственной власти, которая со временем становится наследственной. В конце III тысячелетия до н. э. шумерами был создан "Царский список" - перечень царей, правивших от начала мира в разных городах Месопотамии. Но большинство этих правителей не были царями, они носили титулы эн (жрец-правитель-вождь), жрецов-строителей - энси (?), вождей-военачальников - лугалей.
      Двумя крупнейшими городами, чьи правители первоначально не зависели друг от друга, были Киш (на севере Нижней Месопотамии), Ур и Урук (на юге). В основе "Царского списка" лежит счет поколений, правивших в этих городах.

Непонятно вот это место:

Если отбросить все фантастические династии, правившие "до потопа", то начало I Кишской династии - первой после "потопа" приблизительно будет соответствовать началу Раннединастического периода. Так называемый I Раннединастический период длился с 2750 до 2615 года до н. э.

Династии "до потопа" есть, но их считают фантастическими... "тут верю, тут не верю"...

      С Гильгамеша начинается второй этап Раннединастического периода (около 2615-2500 гг. до н. э.). II Раннединастический период был наполнен событиями как внутриполитическими (междинастическая борьба за власть над Шумером), так и внешнеполитическими. Шумер пережил набеги чужеземцев и появление в Шумере чужеземных правителей.
      В храмовом хозяйстве работали ремесленники, скотоводы, земледельцы. Все они были лишены собственности на средства производства. Они трудились преимущественно за паек, но некоторым при условии службы могли выдаваться (безусловно, не в собственность) земельные наделы. Некоторые из работников были беглецами из других общин, некоторые потомками пленных, но некоторые могли быть местного происхождения. Экономическое положение и тех и других было одинаковым: все они находились на содержании храма. Различной была лишь форма оплаты.

      К середине III тысячелетия до н. э. наряду с военными и культовыми вождями (лугалями, энами и энси), находившимися в полной зависимости от советов старейшин своих номов, наметилась новая фигура - лугаль-гегемон. Такой лугаль опирался на свою личную дружину и приверженцев, которых он мог содержать, не спрашивая совета у старейшин; с помощью такой дружины он мог завоевать другие номы и таким образом стать выше отдельных советов, которые оставались чисто номовыми организациями. Это свидетельствовало о зарождении единовластия. Лугаль-гегемон обычно принимал на севере страны звание лугаля Киша, а на юге - звание лугаля всей страны; чтобы получить такое звание, нужно было быть признанным в храме г. Ниппура.

Богатства, сосредоточенные в руках родовой аристократии были чрезвычайно велики. Ни в один из последующих периодов в истории Месопотамии   земельные   владения   не   были так   обширны,   как   в   первой   половине   III тысячелетия  до н. э.
Социальная структура шумерского города-государства выглядела следующим образом:
1. Знать - правитель города, начальник храмовой администрации, жрецы. Члены совета старейшин общины. Эти люди имели в порядке семейно-общинного или родового, а часто и индивидуального владения десятки и сотни гектаров общинной земли, эксплуатируя рабов и клиентов. Правитель, кроме того, часто пользовался для личного обогащения и землей храма.
2. Рядовые общинники, имевшие участки общинной земли в порядке семейно-общинного владения. Они составляли более половины всего населения.
3. Клиенты храма: а) члены храмовой администрации и ремесленники; б) подчиненные им люди. Это бывшие общинники, утратившие общинные связи.
4. Рабы: а) рабы храма, мало отличавшиеся от низших категорий клиентов; б) рабы частных лиц (их число незначительно).

Третий этап Раннединастического периода (около 2500-2315гг. до н. э.). Этот период будет характеризоваться ростом имущественного расслоения, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов за гегемонию в Южном Двуречье. Исторически это время расцвета Ура и начала политической истории Лагаша.

      Погребение Пуаби: до сих пор вызывает у ученых большие споры, так как оно не похоже на другие погребения той эпохи, в том числе и на обнаруженное в Уре шахтное погребение царя Мескаламдуга, который был найден в золотом шлеме необычайно тонкой работы.
      Ни на одном из тел в погребении Пуаби не было найдено следов насилия. Вероятно, все они были отравлены или усыплены. Вполне возможно, что они подчинились своей судьбе добровольно, чтобы продолжить в ином мире службу своей госпоже. Во всяком случае, невероятно, чтобы воины охраны Пуаби и ее придворные женщины в дорогих одеяниях были простыми рабынями.
Погребения I династии Ура свидетельствуют об исключительном богатстве урской знати.

0

26

Олег

Олег написал(а):

Откуда пришли шумеры до сих пор непонятно.

С востока, скорее верховья Инда.

Олег написал(а):

Династии "до потопа" есть, но их считают фантастическими... "тут верю, тут не верю"...

Какие-то династии достоверны. Если не всматриваться в сроки их правления  :crazyfun: Не так много информации сохранилось слоях до потопа. Совсем недавно стало известно о том, что государства в III тыс. до н.э. простирались от Лотхала до Египта. Раньше считалось, что есть отдельные островки; Шумер и Египет.

Отредактировано ayoe (2009-03-30 23:46:23)

0

27

ayoe написал(а):

Совсем недавно стало известно о том, что государства в III тыс. до н.э. простирались от Лотхала до Египта. Раньше считалось, что есть отдельные островки; Шумер и Египет.

А Саргон Аккадский, который объединил Шумер и Аккад и про которого сообщается, что он

прошёл море запада, был три года на западе, покорил и объединил страну, поставив на западе свои статуи, перевёл по морю и суше пленных

Т.к. Саргон возвратился в Междуречье на 11-м году своего царствования, то начало его похода (вернее, пиратского набега) относится примерно к 2361г.
Где он побывал - на Кипре? Крите? Томсон Д. О. считал, что Саргон дошёл до Испании - правда, это русское издание 1953г., может здесь тоже что-то изменилось...

0

28

Олег

Олег написал(а):

Т.к. Саргон возвратился в Междуречье на 11-м году своего царствования, то начало его похода (вернее, пиратского набега) относится примерно к 2361г.
Где он побывал - на Кипре? Крите? Томсон Д. О. считал, что Саргон дошёл до Испании - правда, это русское издание 1953г., может здесь тоже что-то изменилось...

На 11-ом году правления (ок. 2305 г. до н. э.) Саргон предпринял второй поход на северо-запад. Двигаясь по Евфрату Саргон покорил Туттуль (ныне Хит), крупный город Мари, страну Яримуту (местонахождение не ясно), страну Эблу и дошёл до Кедрового леса (то есть гор Аманус) и Серебряных гор (то есть гор Малоазийского Тавра). Поздняя традиция, в частности, эпическая песня «Царь битвы», рассказывает, что к Саргону обратились семитские купцы из города Канеша в М. Азии с жалобой на притеснения чинимые правителем Пуршаханды (Пурусханда) Нур-Даганом. В ответ на это, Саргон «переправился через Море захода солнца» покорил и объединил «Страну захода солнца». Что из этого является подлинным историческим фактом и где следует искать «Страну захода солнца» неясно. Однако археологические данные не подтверждают столь давнего проникновения аккадских торговцев в глубь Малоазиийского полуострова. Более достоверна хеттская традиция, считавшая, что Саргон переправился лишь через Евфрат, немного ниже выхода этой реки из нагорной области.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Саргон_Древний

0

29

Во всяком случае, до Средиземного моря Саргон видимо, всё же дошёл...
В гос-ве он провёл реформы, суть которых сводилась к следующему:

1. замена номовой олигархии чиновниками, назначенными царем, создание условий для воспроизводства царской бюрократии;
2. создание массовой армии, набираемой из свободных общинников-земледельцев;
3. сращивание жреческой и царской власти путем выдвижения родственников и приближенных царя на высшие жреческие должности, а также через использование храмовых земель.

      Если классическое шумерское общество предпочитало земледельческие и ремесленные ценности (мировой порядок, вечное возвращение, красоту и совершенство), то саргоновская идеология была связана с ценностями воинского сословия (единоначалие, подвиги и героизм) и торгово-ростовщического (свободная инициатива, договор, отношения купли-продажи, ответственность за нарушение условий). Системы ценностей двух этносов и исторических эпох оказались весьма различными. Поэтому неудивительно, что

в старости Саргона все страны возмутились против него и осадили его в Аккаде

Единоличность правления вызывала неоднократные мятежи, которые, по преданию, начались уже в правление Саргона. Но, источники саргоновского времени эти сведения не подтверждают. Эти сведения могли происходить из позднешумерских жреческих источников, и отразили желание шумерских жрецов показать, что Саргон был наказан богами за свою гордыню.

Сыновья Саргона, Римуш и Маништушу, правившие друг за другом, встретились с единодушным и упорным сопротивлением по всей Нижней Месопотамии. Римуш, подавляя восстание, вырезал целые города, казнил огромное количество пленных.

При Саргоне и при его потомках шумерский язык оставался официальным языком надписей и делопроизводства, а аккадский употреблялся лишь в качестве второго языка.

      По преданию, Римуша убила знать, закидав его тяжелыми каменными печатями. Однако его брат Маништушу продолжил ту же политику. Ему тоже пришлось жестоко подавлять мятежи в собственном государстве. Воспользовавшись тяжелым положением городов, опустошенных резней при его брате Римуше и при нем самом, и желая увеличить государственный сектор хозяйства, он принудительно скупал землю и граждан за номинальную цену. Из этого видно, что древние цари, несмотря на деспотический характер своей власти, не являлись собственниками всей земли государства и для приобретения земельных угодий должны были покупать их на общих основаниях. Сделки Маништушу по скупке земли были по его приказу записаны на большом каменном обелиске, который сохранился до нашего времени.

Походы, которые еще Саргон совершал в соседние страны, продолжали и его сыновья. По-видимому, цари считали единовременный грабеж соседних стран более выгодным, чем те сборы и доходы, которые они могли получать с торговли. Матиштушу совершал походы далеко на восток, как по морю, так и посуху; он дошел до эламского города Аншана в глубине Ирана. Царям Аккада, несмотря на ряд походов, не удалось по-настоящему покорить Элам. И племянник Маништушу, царь Нарам-Суэн, в конечном счете заключил с эламитами мирный договор, по которому Элам обязался согласовывать свою внешнюю и военную политику с Аккадом, но сохранял свою внутреннюю независимость. Это был первый известный до сих пор в мировой истории международный договор и самый древний исторический памятник Элама.

      Нарам-Суэн (2236-2200 гг. до н. э.) был наиболее могущественным из потомков Саргона; его царствование началось с мятежа; граждане древнего Киша избрали одного из своей среды на царство, и к их восстанию присоединилось множество городов в разных частях обширного государства. Быстрые и решительные меры молодого царя привели его к победе над восставшими.
      По-видимому, Нарам-Суэн воевал в Сирии, Верхней Месопотамии и в предгорьях Ирана. Благодаря договору с Эламом, ему удалось одержать победу над лулубеями, горными племенами. В Сирии он разрушил мощный ном-государство Эблу, населенную западными семитами и осуществлявшую в этих местах гегемонию. При Нарам-Суэне были доведены до конца перемены в государственном устройстве, начатые еще его дедом Саргоном. Он окончательно отбросил все старые, традиционные титулы и стал называть себя "царем четырех сторон света".

Нарам-Суэн поссорился с жречеством Ниппура. Отказавшись от всех прежних титулов, царь отказался и от жреческого утверждения этих титулов. Жители Аккада (несомненно, по желанию царя) на своей сходке признали его богом; был установлен прижизненный культ Нарам-Суэна (раньше цари почитались лишь посмертно - это было частью культа предков). Нарам-Суэну был пожалован титул городского бога и свой собственный храм.

      Социальная опора Аккадской династии к концу правления Нарам-Суэна максимально сузилась. Общинники были разорены войнами и карательными походами против городов собственной страны, принудительной скупкой земли; старая знать была в большинстве своем физически истреблена; средний слой государственных работников лишен значительной части наделов и переведен на илотские пайки, а жречество испытывало недовольство по идеологическим соображениям. На стороне Саргонидов была только созданная ими служилая бюрократическая знать. Кризису и паданию Аккадского царства способствовало вторжение племени кутиев с Иранского нагорья.

      События, последовавшие за правлением Нарам-Суэна, многие жители Южного Двучерья восприняли как справедливое наказание аккадских "титанов" за гордыню и самонадеянность. В последние века шумерской цивилизации (возможно, уже после гибели Ура) был составлен текст "Проклятие Аккада". Главной его темой стала тема наказания неправедного царя. Сообщается о решении бога Энлиля прекратить жизнь и уничтожить власть Аккада. Боги начали спешно покидать храмы в этом городе, уводя заодно и дарованные ему благоприятные качества: царственность, разум, долгую жизнь. Решение Энлиля было объявлено во сне царю Аккада Нарам-Суэну. Если бы он был благочестив, то смирился бы с потерей столицы и переехал в другой город. Но Нарам-Суэн решил отомстить Энлилю и, войдя в ниппурский храм Экур, разрушил его до основания. Энлиль понял, что, разрушая его храм, царь хочет оскорбить и его самого, поэтому на месть Нарам-Суэна он ответил собственной местью: Энлиль спустил с гор дикое племя кутиев ("разумом -собаки, обликом - обезьяны"), которое осадило злой город и захватило его. В последней части текста подробно описываются бедственное положение жителей города: голод и людоедство, случаи самоубийства, разбой и т. п. Плакальщики оплакивали павший город в течение семи дней и семи ночей, а затем прорекли ему злую судьбу: город будет заброшен его жителями, а местонахождение его-забыто.

      Аккадцы почти полностью переняли религиозные представления шумеров. Более того, создается впечатление, что столетия близкого соседства и сосуществования привели к тому, что семиты приняли участие в создании религиозных верований, которые мы сейчас называем шумерскими. Во всяком случае, боги, хоть и получили новые имена, по сути остались теми же самыми. Впрочем, аккадцы внесли в религиозные представления шумеров и некоторые новые элементы. Немалую роль в этом сыграла Эн-Хедуанна. Она сочинила гимн о возвышении богини Инанны, ставшей богиней неба, и канон религиозных гимнов, представлявших собой совершенно новый жанр в литературе III тысячелетия до н. э.
      Семитская Иштар слилась с шумерской Инанной и стала во всей культуре Западной Азии символом понятия "богиня" с очень широким набором функций - в общем, не поймёшь, где здесь семиты, а где шумеры.

      От памятников письменности аккадской эпохи до нас дошел только так называемый Цилиндр Бэртона. Но в позднешумеровских текстах сохранились произведения "аккадского слоя". Все тексты этой группы связаны с гимнами Эн-Хедуанны и дошли до нас в записях Старовавилоновского времени. 42 гимна, состоящие из пять частей, следовали друг за другом строго по иерархии.

От саргоновского времени дошла до нас и поэма о Саргоне - гимно-эпическое произведение, местами напоминающее сказку, с элементами священного сна, богоизбранности.
      Тексты саргоновского времени показывают, что в развитии идеологии Саргонидов было два периода. В начале правления Саргона проявлялась максимальная почтительность к старой шумерской традиции и аккадские божества упоминались после перечисления шумерских богов. Позже Инанна принимает на себя все властные функции, объявляется госпожой всех МЕ и победительницей недругов царя. Аккадские тексты более информативны и сухи, они малоэмоциональны по сравнению с шумерскими. Каждый подобный текст служит доказательством какой-либо политической идеи. Текстам такого рода интересна человеческая личность, пусть и помещенная внутрь мифопоэтического канона. Личность говорит и действует точно так же, как в текстах архаического слоя действуют боги, лишь с большей внешней динамикой. При этом не подчёркиваются индивидуальные черты характера.

      Такой удивительно интересной и насыщенной событиями предстает история и культура Аккадского царства.

0

30

После смерти царя Аккадского царства Шаркалишарри началось постепенное существование независимых номов. Падение династии Аккаде сопровождалось не только внутренними междоусобицами, но и внешним нашествием горных племен кутиев. Вначале борьба шла с переменным успехом, но уже сын Нарам-Суэна должен был, по-видимому, уступить титул царя четырех сторон света царю Элама (который в этот момент был объединен) в обмен на помощь против кутиев. Вскоре власть в Месопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. Они называли себя царями, но, по-видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет). Кутии разорили своими нападениями почти всю страну, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов и, может быть Урука и Ура, защищенных полосою болот.
      Конечно, кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжали ограбление в форме даней, которые для них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители.
      Период господства кутиев, продолжавшийся около 50 лет, представляет собой одну из темных эпох, поскольку надписи кутиев, сделанные на аккадском языке вносят мало ясности в вопрос исследования этого периода. Известно, что в представлении последующих поколений кутии были разнузданными завоевателями, вызвавшими хаос и разрушение. И, действительно, при кутиях много городов превратилось в руины.
      Сохранились с середины 22 в. до н.э. документы, происходящие из храмового архива г. Нгирсы, столицы Лагаша. В этот период государство Лагаша занимало площадь около 1600 кв.м. На этой территории располагалось три крупных города - Нгирсу, Лагаш, Нина-Сирана и 131 небольшой населенный пункт.

      Происхождение II династии Лагаша (около 2163 г. до н.э.) пока не ясно. Но в эпоху кутиев прославились два правителя II династии Лагаша - Ур-Бау и Гудеа. Оба были тонкими дипломатами и тонкими политиками, умевшими подольститься к захватчикам и извлечь максимальную выгоду от контакта с ними. Правители Лагаша платили кутиям дань, а взамен получали ряд привилегий, главной из которых было право на привлечение жителей Шумера к строительным работам в Лагаше. Права лагашских правителей в Шумере были достаточно серьезными. Уже Ур-Бау удается присоединить к Лагашу Урук и Ур, а дочь его была жрицей в храме Ура. Ур-Бау вел обширное храмовое строительство и был богатым и могущественным правителем.
      Много документов сохранилось только со времени правления зятя Ур-Бау Гудеа (около 2144 г. до н.э.) и его преемников. Гудеа, живший во второй половине 22 в. до н.э. в Лагаше был сыном жрицы богини Гатумдуг, представлявшей богиню в священном браке со жрецом. Поэтому официально он не имел человеческих родителей, он был рожден от священного брака. Однако такое рождение было почетным, и Гудеа был женат первым браком на дочери Ур-Бау, а потом унаследовал должность тестя. Таким образом, он представлял номовое жречество. Правление Гудеа было временем господства старорежимной общинно-жреческой аристократии, желавшей вернуть страну на прежний путь, хотя бы в сфере идеологии. Власть Гудеа не была наследственной, хотя и случалось, что трон переходил от отца к сыну. В одной из надписей Гудеа мы узнаем, об его избрании истинным пастырем Шумера собранием номовых органов самоуправления и том, что в руках этого пастыря находилась при кутиях почти вся территория Шумера и даже вечно враждебный Элам. Здесь, возможно имеет место следование традиции аккадского периода, хотя формой политической организации опять стал город-государство шумерского типа. При этом Гудеа в своих надписях, не называя себя царем, рассматривает свой титул как царский, даже упоминает о скипетре и тиаре, как своих инсигнациях. Но это представление о царе избираемом, как в старошумерское время, а не о царе-деспоте аккадского времени. Есть косвенные данные, что совет старейшин всего Лагаша имел при Гудеа столь большое значение, что за ним признавалось право избирать и назначать правителя.
      Политика Гудеа соединяла черты политики традиционных номовых энси с принципами, созданными при династии Аккаде. Он решительно отказался от права собственности правителя государства на храмовые земли, следуя в этом позиции Урукагины, а не Саргона и Нарам-Суэна. Но он не вернулся к системе множества храмовых хозяйств отдельных богов, а слил их все в одно общегосударственное храмовое хозяйство бога Нингирсу. Работников этого хозяйства он держал на положении илотов на пайке, как при Саргонидах. На строительство нового, грандиозного храма Нингирсу он не жалел средств и ради этого ввел новые налоги на все население и новые повинности; к строительным повинностям при нем привлекались даже женщины.
      От кутиев Гудеа откупался богатой данью, зато Нижняя Месопотамия - не только ном Лагаш - почти целиком была в его фактическом распоряжении. Власть Гудеа распространилась далеко на юг, вплоть до Ура и Эреду, ему подчинялась западная часть Элама. Он имел возможность вести торговлю со странами Передней Азии и даже с Мелахой (Индия); надписи его времени упоминают в качестве торговых партнеров Мари, многочисленные города Сирии, а также Маган. Ввозил он, по-видимому, исключительно материалы для строительства и богатого украшения храма Нингирсу, где Гудеа сконцентрировал культы всех почитавшихся в государстве богов и богинь. Создание единого святилища в большей мере, чем внешняя политика, сделало очевидным политические замыслы Гудеа.
      В эпоху оккупации, когда внешняя активность недоступна народу, начинаются поиски путей самосовершенствования, люди углубляются в себя. Результатом этого всегда является появление шедевров в области искусства и литературы. Так, в эпоху Гудеа формируется классическое монументальное письмо - самая красивая шумерская клинопись; изготовляются высокохудожественные предметы утилитарного назначения; совершенствуется искусство резьбы на печатях и портретная скульптура; появляются прекрасные по слогу и глубокие по содержанию культовые гимны-поэмы о деяниях правителя. Но это не дает основания для рассуждений о каком-то большом личном вкладе Гудеа в эти культурные мероприятия. Бесспорно, что все это происходило под его покровительством, и весьма спорно, что он сам принимал в этом какое-то творческое участие.
      При Гудеа была осуществлена первая запись ритуала. Тексты на статуях и на цилиндрах Гудеа имеют определенную идеологическую функцию. Они призваны помочь их составителю оправдаться перед божеством, предопределившем его судьбу, и заодно перед потомством, которое в награду за славные деяния Гудеа должно будет постоянно кормить его дух жертвами. Жертвы будут приноситься статуям Гудеа в месте поминовения - особом   приделе   храма, который   назывался   у   шумеров   место напоения   водой. Статуи Гудеа содержат весьма важную информацию ритуального характера. Информация эта касается важнейших праздников шумерского годового цикла - Нового года   и   священного   брака.   События   эти происходили   в   Лагаше     почти одновременно. Цилиндры Гудеа, будучи смешением нескольких жанров (царской надписи и храмового гимна), породили совершенно новый жанр, утвердившийся в Месопотамии сразу после разгрома кутиев, - царский гимн или славословие обожествленного царя. В цилиндрах сообщается о восстановлении главного городского храма в Лагаше - храма бога Нингирсу, подробно описываются все этапы этого строительства от морской экспедиции за строительным лесом до процедуры освещения храма. Особый интерес представляют надписи на двух глиняных цилиндрах. Цилиндр А содержит поэму о строительстве храма.

Ночью накануне Нового года Гудеа видит сон, в котором ему является сам Нингирсу и приказывает ему заново отстроить храм. Однако Гудеа не понимает смысла сказанного и отправляется за толкованием в дальнее путешествие к богине-толковательнице снов Нанше, которая разъясняет ему значение каждого образа и действия. Узнав, что хочет от него хозяин города, Гудеа напрягает все силы страны, заставляя подвластных ему людей поспеть с возведением храма к положенному ритуалом сроку. Цилиндр Б подробно описывает ритуал освящения вновь отстроенного храма, возведенного через год и три дня после начала строительства. В идеологическом отношении тексты Гудеа также являются переходными от старошумерских текстов к гимнам III династии Ура: в них появляется новая, неведомая ранним надписям тенденция к абсолютизации фигуры правителя. Если раньше прославлялись конкретные деяния, совершаемые правителем по прямому указанию городского бога, то со времени Гудеа начинают прославляться такие достоинства и заслуги правителя, которыми он реально не обладал (например, царская власть правителя, бывшего в подчинении у захватчиков).
      Сын и внук Гудеа не сумели сохранить его политического положения и могущество Лагаша уменьшилось. Участие лагашских правителей в жизни кутийских оккупантов было столь заметным, что впоследствии Лагаш, как город-предатель интересов коренного населения страны, будет исключен из всех исторических хроник, и его элите придется составлять свой самостоятельный список царей.

0


Вы здесь » Форум Свободы » Античность » Цивилизации Древнего Востока