Да уж, материал впечатляющий!
Потрудился ты на славу, Виктор!
Проблем с горючим не скрывали и сами немцы.
Мюллер-Гиллебранд:
Наибольшее значение после начала войны имели поставки в СССР. На основании договора от 19 августа 1939 г. было заключено соглашение о товарообмене с Советским Союзом, по которому СССР согласился поставлять продовольствие и сырье, а Германия — машины, корабельное оснащение, оружие и лицензии на производство важной в военном отношении продукции. При этом с немецкой стороны было обещано в течение первых двух лет поставить в кредит товаров на сумму 200 млн. марок, в том числе в течение первого года — на сумму 120 млн. марок. СССР точно в срок начал свои первые поставки, которые включали 1500 тыс. т зерна (в том числе 500 тыс. т пшеницы), 900 тыс. т нефтепродуктов, 500 тыс. т фосфатов, 100 тыс. т хлопка, 80 млн. м3 древесины, а также лен, марганцевую руду, платину. Одновременно стали осуществляться предусмотренные соглашением транзитные поставки 1 млн. т соевых бобов из стран Дальнего Востока.
При том значении, которое имели эти крупные поставки для немецкой военной экономики, Германия должна была незамедлительно обеспечить ответные поставки. Для того чтобы они в стоимостном выражении быстро достигли большой суммы, Советскому Союзу предлагалась по возможности готовая продукция. Так, в счет ответных поставок были переданы находившийся на оснащении тяжелый крейсер «Лютцов» [13], корабельное вооружение, образцы тяжелой артиллерийской техники и танков, а также важные лицензии. 30 марта 1940 г. Гитлер отдал распоряжение о предпочтительном осуществлении этих поставок, к чему, однако, отдельные виды вооруженных сил ввиду испытываемых ими трудностей в области вооружений приступили без должной энергии.
3) Нефть. Имевшихся к началу войны запасов могло хватить на 4 — 5 месяцев. Поскольку, однако, расход нефти практически был значительным только в сентябре, при стратегическом развертывании сил на Западе и во время Польской кампании, положение с горючим за счет этого несколько улучшилось.
К началу Западной кампании имевшиеся запасы позволяли полностью удовлетворять потребности в течение 4 месяцев; в дальнейшем, при условии, что расход по-прежнему останется высоким, потребности можно было удовлетворить только на 2/3. На некоторое время возникли затруднения с горючим, когда на Дунае установился ледостав и вследствие этого прекратилась доставка по нему нефти из Румынии. Это убедительно показало, какое значение имел Дунай как транспортная артерия и как важно было обеспечить нормальное использование его. Перенесение центра тяжести нефтеперевозок на железнодорожный транспорт практически исключалось из-за малой пропускной способности железнодорожных линий и нехватки подвижного состава. В связи с напряженным положением с нефтью ОКХ вынуждено было неоднократно обращаться к рассмотрению вопроса о том, где можно в сухопутной армии обойтись без мотосредств, чтобы за счет этого обеспечить проведение крупных маневренных операций, и не настало ли время для демоторизации части войск, хотя это неминуемо должно было привести к самым тяжелым последствиям. Кроме того, оно заблаговременно потребовало перевода, где это было возможно, автомобильного транспорта на газогенераторные двигатели.
В целом нужды военной экономики в 1940 г. можно было кое-как удовлетворить, однако лишь при условии, что не последует неблагоприятного изменения обстановки, которое могло бы быть вызвано, например, затяжными операциями, связанными с огромным расходом военных материалов, разрушительной воздушной войной или нарушением подвоза нефти из Румынии [14]. Тем не менее последствия создания недостаточно прочной базы для военной промышленности в предвоенные годы и непоследовательности в проведении мобилизации экономики для целей войны ощущались уже довольно явственно. В дальнейшем они могли привести к катастрофическому ухудшению положения, если бы благодаря решающим военным успехам и политическому использованию этих успехов не были созданы новые предпосылки.
Перед нападением на СССР:
В условиях строгого лимитирования расхода положение с горючим оставалось более или менее удовлетворительным, так как удалось ввезти достаточное количество нефтепродуктов из Румынии и Советского Союза. (В 1940 г. из Румынии было ввезено около 1 млн. т, а из Советского Союза—около 620 т.)
Как видно, Германия получала нефть от СССР и Румынии. Плюс синтетика. После нападения на СССР источников ГСМ становится меньше, но добавляются наши трофеи - плюс надежда на Кавказ. Но какова угроза от СССР, если нам самим напасть на Германию в 1941-м? Свои поставки прекращаем, одновременно захватываем район Плоешти...